eng

Уникальное явление на музейной карте России: в деревне Лопшеньге открылся первый в стране действующий аэропорт-музей

07.09.2020

В поморской деревне Лопшеньге после ремонта открылся аэропорт. В обновлённом здании разместился музейно-этнографический комплекс «Воздушные причалы Белого моря», представляющий историю малой авиации на Севере. Проект реализован ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» и Ассоциацией «Клуб друзей Кенозерского национального парка» благодаря победе в конкурсе «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина, а также с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.


На торжественном открытии собрались жители деревни и сотрудники ФГБУ «Национальный парк Кенозерский», инициировавшие ремонт аэропорта. Фото Евгения Мазилова 

Самый первый самолёт прибыл в Лопшеньгу в 1937 году — это был санрейс для спасения роженицы. Именно с этого дня ведётся история архангельской санитарной авиации. В 1965 году было налажено регулярное пассажирское авиасообщение деревни с Архангельском, а современное здание аэропорта появилось только в 1970-х. Именно в этот период и переносятся посетители музея.

В прошлое гостей погружают мебель, предметы интерьера и другие детали. Есть тематические зоны: касса, буфет, уголок забытых вещей. В тематической зоне «комната матери и ребёнка» можно услышать аудиозаписи сказок, по телефону в небольшом «почтовом отделении» — подслушать звучавшие в стенах аэропорта разговоры. Отдельные разделы рассказывают об авиатехнике, сотрудниках аэропорта и санитарной авиации.


На первой экскурсии гости познакомились с улыбчивой «буфетчицей». Фото Евгения Мазилова

Некоторые вещи для музея передали сами жители деревни. К ним присоединились архангелогородцы, северодвинцы и жители других населённых пунктов. Сбор экспонатов вышел за границы Архангельской области — предметы присылали даже из Брянской области. Пополнилась коллекция и в день открытия аэропорта: начальник Архангельского управления Росавиации Сергей Кочуров передал книгу «Аэродинамика самолёта Ан-2» 1960 года, пилотское свидетельство, погоны и знаки классности лётного состава.

Первые гости смогли получить в «кассе» сувенирный билет на самолёт. Фото Евгения Мазилова

Несмотря на то, что в здании создан музей, аэровокзал продолжит выполнять основную функцию: здесь будут ожидать посадки на рейс местные жители. Самолёт — самый востребованный вид транспорта в Лопшеньге. Постоянно в деревне проживает около 200 человек, а летом население увеличивается вдвое. Дороги из областного центра сюда не ведут, зато два-три раза в неделю летает легендарный Ан-2. 

Специальными гостями открытия стали заместитель губернатора Архангельской области и руководитель администрации губернатора и Правительства Архангельской области Ваге Петросян, глава Приморского района Валентина Рудкина, начальник Архангельского управления Росавиации Сергей Кочуров, заместитель генерального директора 2-го Архангельского объединённого авиаотряда Марина Коптяева, секретарь Общества истории изучения медицины Европейского Севера Анна Андреева и человек, который вдохновил сотрудников Парка на создание музея-аэропорта, председатель рыбколхоза «Беломор» Сергей Самойлов.

Встречали гостей хлебом-солью. Фото Евгения Мазилова 

«Я сам много лет посвятил авиации, и очень рад, что в нашей области реализуются такие проекты по сохранению небольших деревенских аэропортов и истории авиации», — отметил Ваге Петросян

«Наверное, по сравнению со спасёнными Парком шедеврами деревянного зодчества и большими музеями этот проект не выглядит столь масштабно. Но он стал очень важным для многих, — отметила директор Парка Елена Шатковская. — Роль малой авиации на Севере огромна, и действующие деревянные аэропорты надо сохранять. Эта идея объединила множество людей и организаций, в том числе 2-й Архангельский авиаотряд, музей медицины Севера и других. Огромную поддержку оказали местные жители. Проект стал не только культурным, но и социальным, потому что мы создали комфортные условия для сотрудников аэропорта и пассажиров. Это и экономический проект, поскольку жизнь Лопшеньги немыслима без аэропорта. Этот аэропорт — уникальное явление на музейной карте России».

Приветствие директора Парка Елены Шатковской. Фото Евгения Мазилова


Здание отремонтировано сверху донизу: забили более прочные сваи, отвели грунтовые воды, установили новую систему отопления и электроснабжения, произвели капитальный ремонт стен, полов и потолков. Удалось даже поднять уровень потолка на чердаке — наверху находится рабочий кабинет с видом на взлётную полосу, и чтобы попасть сюда, сотруднику аэропорта раньше приходилось входить сильно согнувшись.


Красную ленточку на входе перерезали хозяева обновлённого аэропорта — труженики авиации. Фото Евгения Мазилова

«Что было раньше, и что сейчас… Нет слов, огромная разница. Как день и ночь», — так прокомментировал перемены в своих владениях единственный сотрудник аэропорта Александр Федотов.

Единственный сотрудник лопшеньгского аэропорта Александр Федотов. Фото Евгения Мазилова

Открытие обновлённого музея в Лопшеньге отпраздновали фуршетом, презентацией фильма о создании музея и концертом. Гостей порадовали коллектив «Лопшеньгско дивованьё», актриса театра «Автограф» Татьяна Михеева и приглашённые артисты — шоу-дуэт «Мастер-класс» из Вологды.

Коллектив «Лопшеньгско дивованьё» выступил на берегу моря. Фото Юлианы Прус

На ремонт здания и создание экспозиции потребовалось полтора года. Проект объединил более 50 человек: строителей, реставраторов, дизайнеров, научных сотрудников, авиаторов. Осталось внести «последний штрих» — украшением музея должен стать самолёт Ан-2, который планируется в будущем установить в Лопшеньге на вечную стоянку.