eng

Фрагменты

Памятники культурного наследия Кенозерья в собраниях российских музеев.
Памятники культурного наследия Кенозерья в собрании Российского этнографического музея
Фонд памятников традиционной культуры русского населения Олонецкой губернии в РЭМ насчитывает 1721 предмет. Каргопольские и Пудожские коллекции формировались через комиссионеров и корреспондентов во время экспедиций, а также путем покупки экспонатов у коллекционеров.
Из экспедиции по Олонецкой губернии (1902 – 1903 гг.) от художника И.Я. Билибина (1876 – 1942 гг.) в музей поступило 323 экспоната.
Фольклорист Н.Е. Ончуков (1872 – 1942 гг.) во время экспедиции по Русскому Северу в 1901 и 1902 гг. приобрел для музея 79 предметов в основном из Каргопольского уезда.
Краевед и коллекционер К.Г. Колпаков (1845 – 1922 гг.) доставил из Каргопольского уезда в музей 380 экспонатов.
Из экспедиции штатного сотрудника музея Е.А. Ляцкого в 1904 году привезена коллекция домовой резьбы.
Из частной коллекции Ф.А. Каликина (1876 – 1971 гг.) в период с 1909 по 1914 гг. в музей поступило 35 предметов, собранных им в Каргопольском и Пудожском уездах.
От коллекционера К.Д. Долматова в 1902 году – 33 предмета.
От собирательницы памятников русского народного искусства Н.Л. Шабельской – 6 предметов.
Источник: 
Шангина И.И. Памятники традиционной культуры русских Каргополья и Пудожья в собрании Российского этнографического музея / И.И. Шангина // Культурное и природное наследие Европейского Севера: сборник / сост.: П.С. Журавлев; отв. ред.: Н.М. Теребихин, Е.Ф. Шатковская; Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – С. 315-319.
Памятники культурного наследия Кенозерья в собрании Архангельского областного краеведческого музея
В 1970 году АОКМ приобрел коллекцию фотографий с сюжетами по Кенозерью от Н.И. Розова, руководителя историко-этнографической экспедиции МГУ им. М.В. Ломоносова по Каргополью.
В 1979 году состоялись две экспедиции АОКМ в Плесецкий район. В результате ее в фонды поступили: кресты из часовен Егория Храброго в д. Минино и д. Измайловская, медное литье (иконы) из д. Самково, прялки, пряничная доска. Так же из экспедиции поступила коллекция документов и фотографий Константина Кузьмича Шишкина, родившегося в 1898 году на Кенозерье; комплекс документов и фотографий охотника Ивана Федоровича Худякова. Поступили в фонды 35 предметов из ткани – полотенца, подзоры, женская одежда. У мастера Михаила Васильевича Варварского из д. Конево были приобретены пять шаркунков. Из школьного музея села Конево от Василия Ефимовича Сидорова был передан Псалтырь начала XVII века.
В 1985 и 1986 годы внештатным сотрудником музея П.Е. Овсянкиным была вывезена из д. Корякино Плесецкого района коллекция старопечатных и рукописных книг XVIII-XX веков. Это «крестьянская старообрядческая библиотека Анастасии Васильевны Кухтиной (1906-1984)» состоящая из 99 предметов. Среди них следует отметить Часослов, перепечатанный с издания 1662 года в Москве в Преображенском богадельном доме в 1910 году.
По количеству памятники Кенозерья, представленные в коллекции музея, немногочисленны. Уникальность коллекции в том, что сохранились памятники, которые сегодня собрать невозможно.
Источник:
Бронникова Е.П. Памятники Кенозерья в собрании Архангельского областного краеведческого музея / Е.П. Бронникова // Культурное и природное наследие Европейского Севера: сборник / сост.: П.С. Журавлев; отв. ред.: Н.М. Теребихин, Е.Ф. Шатковская; Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – С. 111-122.
Памятники культурного наследия Кенозерья в собрании музея архитектуры имени А.В. Щусева
Материалы по архитектуре Кенозерья занимают значительное место в графическом собрании и фототеке музея. Наиболее полно представлены чертежи и фотографии памятников Почозерского погоста. Это фотографии с изображением Почозерского комплекса, автором которых является И.Я. Билибин, известный график и театральный художник, посетивший Кенозерье в 1902 году.
В 1934 году профессор искусствоведения Н.Н. Соболев передал в фонды музея архитектуры свою коллекцию фотографий, выполненных им в 1910 году на Русском Севере. Среди них изображение Богоявленской церкви 1756 года в д. Орлово и домов в д. Самково.
Большой фонд обмерных чертежей кенозерских памятников деревянного зодчества архитектора А.В. Ополовникова, которые относятся к 1946 году, хранится в коллекции музея. Это генеральный план д. Филипповская и ее окрестностей, обмеры Никольской часовни в д. Усть-Поча, обмеры и реконструкции ряжевого моста и Макарьевской часовни в д. Федоровская.
В фототеке музея имеются фотографии А.В. Ополовникова, относящиеся к 1946 и 1968 годам, с изображением Почозерского комплекса, старого кладбища и старинных деревянных надгробий, жилых домов д. Федоровская. Наиболее полно в фототеке представлена д. Вершинино. Это съемка неизвестных авторов 1950-х годов и Г.Н. Приходько 1980-х годов.
Довольно подробно в 1950-х годах были отсняты д. Першлахта, д. Ряпусово, д. Орлово.   
Источник: 
Дудина Т.А. Обзор материалов по Кенозерью в собрании Музея архитектуры имени А.В. Щусева / Т.А. Дудина // Культурное и природное наследие Европейского Севера: сборник / сост.: П.С. Журавлев; отв. ред.: Н.М. Теребихин, Е.Ф. Шатковская; Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – С. 169-177.
Памятники культурного наследия Кенозерья в собрании Государственного Русского музея
В 1960-е годы были организованы экспедиции музея по районам Архангельской области. Участникам экспедиций удалось отобрать и приобрести для музея значительное количество произведений народного искусства: более 50 прялок кенозерской резьбы, низанные перламутром и речным жемчугом кокошники, тканые и вышитые полотенца, подзоры, набивные сарафаны и затканые браным узором женские рубахи. Редким приобретением стал переносной церковный стол XVII века – уникальное произведение церковной мебели.
Источник: 
Мальцев Н.В. Кенозерская экспедиция Государственного Русского музея / Н.В. Мальцев // Культурное и природное наследие Европейского Севера: сборник / сост.: П.С. Журавлев; отв. ред.: Н.М. Теребихин, Е.Ф. Шатковская; Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – С. 225-233.
Памятники культурного наследия Кенозерья в собрании ГМО «Культура Русского Севера», г. Архангельск
В коллекции древнерусской живописи есть икона из Макарьевской часовни д. Качикова Гора Плесецкого района «Макарий Унженский, с житием», конца XVIII – начала XIX века артели И.И. Богданова-Карбатовского.        Она вывезена экспедицией АОМИИ в 1972 году.
Из часовни Рождества Богородицы д. Тамбич-лахта на Кенозере Плесецкого района экспедицией в 1986 году вывезена икона «Алексий – человек Божий, медост, патриарх Иерусалимский, Пахомий Кенский» первой половины XIX века.
Источник: 
Каталог «Святые Каргопольской земли (живопись, графика) из собраний музеев Архангельской области» / сост. Т.М. Кольцова, М.Л. Рягузова. – Архангельск, 2002 г.
Памятники культурного наследия Кенозерья в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, г. Москва
В 1968 году во время поездки на Кенозеро сотрудницей Музея имени Андрея Рублева Л.М. Евсеевой были обнаружены и вывезены в Музей имени Андрея Рублева 12 икон, происходящих из Преображенской церкви Пахомиева Кенского монастыря и сохраненных местными жителями.
На всех иконах хорошо сохранилась поздняя запись, то есть последний по времени нанесения красочный слой. Представляется наиболее вероятным, что эта запись была сделана в 1867–1868 годах во время перестройки главного иконостаса Преображенской церкви, построенной на месте упраздненного Пахомиева монастыря, из которого, как доказала Л.М. Евсеева, происходят данные памятники.
Наиболее полным является комплекс из шести образов пророков, которые составляли пророческий ряд иконостаса: «Пророк Моисей», «Пророк Малахия», «Пророк Илия», «Пророк Иеремия», «Пророк Фаддей», «Пророк Иона».
Второй по полноте группой можно считать иконы из деисусного чина, их сохранилось три: «Богоматерь», «Иоанн Богослов», «Апостол Филипп».
Остальные три произведения размещались в разных частях иконостаса. «Преображение», по мнению Л.М. Евсеевой, являлось храмовым образом и находилось в местном ряду. Двухрядная икона «Спас в силах. Преполовение. Христос и самарянка» отличается от икон описанного деисусного чина композиционным решением: в верхней ее части помещены изображения праздников, в нижней – Спасителя, и размером она выше их на 30 см. Возможно, икона входила в состав другого иконостаса, в приделе храма. Икона «Святой Исаак» близка к двухрядной по размеру, но имеет другой характер записи и состояние красочной поверхности.
В собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева хранится группа икон из Почозера, поступившая в 1971 году. Все памятники вывезены экспедицией музея, в которую входили научные сотрудники И.А. Кочетков и А.А. Салтыков. Иконы находились в церкви Происхождения честных древ животворящего Креста Господня, которая в то время стояла открытая, и ее свободно посещали все желающие. Сотрудники обнаружили, что иконы были сняты со своих мест, вынуты из иконостаса, и стояли в храме около стен.  И.А. Кочетков и А.А. Салтыков  взяли все произведения, которые на их взгляд, представляли интерес для  музея, их оказалось всего одиннадцать: «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня», XVIII век;  «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня», 1778 год,  Богданов-Карбатовский;  «Преподобный Даниил столпник, святители Модест и Власий, мученица Анастасия», XVIII век;  «Деисус, Воскресение – Сошествие во ад, Троица Ветхозаветная», XVIII век; «Апостол Петр», XVIII век; «Пророк Иезекииль. Богоявление», XVIII век; «Пророк Гедеон.  Рождество Богоматери», XVIII век; «Пророк Елисей. Преображение», XVIII век; «Пророк Самуил. Троица Ветхозаветная», XVIII век; «Пророк Иона. Вознесение», XVIII век; «Пророк Малахия. Успение», XVIII век. Эти памятники составляли лишь небольшую часть иконописного убранства храма, который явно подвергся разорению, ко времени появления в нем научной экспедиции.
Вывезенные в музей памятники можно разделить на две группы. К первой относятся образы, входившие в состав деисусного, пророческого и праздничного рядов иконостаса. Вторую группу памятников составляют крупные храмовые и местные образы, которые находились или в иконостасе, или на стенах церкви. 
Источники:
Евсеева Л.М. Вновь раскрытые иконы из иконостаса Преображенской церкви Пахомиева Кенского монастыря / Л.М. Евсеева // Кенозерские чтения – 2011. Человек и среда: гармония и противоречия: сборник материалов V Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е.Ф. Шатковская, сост. М.Н. Мелютина. — Северодвинск, 2012. —С. 72 – 79.
Нечаева Т.Н. Группа северных икон из Почозера / Т.Н. Нечаева // Кенозерские чтения – 2009. Этнокультурный ландшафт Кенозерья: междисциплинарное исследование на пересечении естественных и гуманитарных наук: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / сост. М.Н. Мелютина; отв. ред. Е.Ф. Шатковская; ФГУ «Национальный парк «Кенозерский». — Архангельск, 2011. — С. 342-348.
Нечаева Т.Н. Иконы из Пахомиева Кенского монастыря: к атрибуции поздней записи / Т.Н. Нечаева // Кенозерские чтения – 2011. Человек и среда: гармония и противоречия: сборник материалов V Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е.Ф. Шатковская, сост. М.Н. Мелютина. — Северодвинск, 2012. — С. 163 – 167.
Книжные памятники Кенозерского национального парка
Благодаря реализации долгосрочного проекта по созданию Свода книжных памятников Архангельской области в Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» была обнаружена Минея общая с праздничной (М., 1697), на листах которой сохранилась запись о том, что книга была вложена по указу святейшего Кир Адриана в Кенский монастырь Каргопольского уезда по душе патриаршего келейника монаха Герасима.
В настоящее время исследованием книжно-рукописной традиции, которая существовала на территории Парка, занимается А.В. Пигин, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Петрозаводского государственного университета. А.В. Пигиным в трех рукописях XVIII–XIX вв. обнаружены сочинения о преподобном Пахомии Кенском. Ученым также обнаружено местонахождение нескольких книг из Хергозерского монастыря. Одна из них – рукописный Пролог на сентябрь-ноябрь, написанный каргопольским писцом Фаддеем в 1551 г. Другая книга – список службы и жития Александра Свирского, написанная полууставом в 1630-е гг.
В Российской государственной библиотеке в коллекции М.И. Чуванова хранится печатный Апостол (М., 1638) с интересной записью XVII в. о принадлежности книги «преподобному отцу Макарию Унъжескому и Желътовотъскому пустыни Херъгозерские…». В Каргопольском историко-архитектурном музее находится Толкование на апостола Петра (Киев, 1807) из Хергозерской Троицкой церкви.
Кенозерский парк единственный среди национальных парков России, имеющий в своей структуре музейный фонд, в составе которого находится «Печатно-рукописная коллекция». Книжный фонд Кенозерского национального парка представляет собой небольшое книжное собрание, состоящее из изданий кирилловского шрифта XVIII-XX вв., 1 рукописной книги, 1 книги гражданской печати XVIII в. и нескольких книг конца XIX – начала XX вв.
В 1995 году в музейные фонды Кенозерского национального парка у жителя г. Каргополя Б.В. Берщатского были приобретены три книги кирилловского шрифта. Одна из них Евангелие с толкованием Феофилакта Болгарского (М., 1748) ранее принадлежала церкови Благовещения Пресвятой Богородицы и святого Пророка Ильи Лекшмозерской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии, о чем записано на листах книги. Другой подаренной Б.В. Берщатским книгой стал Пролог (М., 1747). Два вышеописанных издания входят в состав 5 книжных памятников федерального значения, имеющихся в фондах Кенозерского парка.
В составе коллекции имеется старообрядческое издание Псалтири, напечатанное в середине 80-х годов XVIII века в Вильно в Троицком монастыре.
Издание гражданской печати XVIII века представлено 3-й частью 4-го тома труда князя М.М. Щербатова «История российская от древнейших времян» (СПб., 1784). Книга была приобретена Парком в 2000 г. у Е.С. Быкова – жителя д. Семеновская Каргопольского района.
Рукописная книга представляет собой Ирмологий на крюковых нотах, написанный полууставом одного почерка в 80-е годы XVII в. с киноварными заголовками и инициалами. На бумаге филигрань «Голова шута» с литерами «MJDD» (схож: Дианова, 1997, № 206 (1680)). Рукопись была приобретена в 2004 г. у Л.В. Лариной – жительницы г. Чкаловска Нижегородской области.
Помимо них в фонде Кенозерского национального парка представлены издания XIX – начала XX веков Синодальной типографии Москвы и Санкт-Петербурга, а также старообрядческие книги, вышедшие в свет в типографии Единоверцев и Христианской типографии при Преображенском богадельном доме, которые являются книжными памятниками регионального значения. Среди книг XIX-XX вв. имеются Прологи, Псалтири, Зонарь, Апостол, Златоуст, Требник, Месяцеслов и др.
Источник:
Седова Г.Е. Книжные памятники Кенозерского национального парка / Г.Е. Седова // Кенозерские чтения – 2011. Человек и среда: гармония и противоречия: сборник материалов V Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е.Ф. Шатковская, сост. М.Н. Мелютина. — Северодвинск, 2012. — С. 168 – 172.