eng

«Составил секретный рецепт»: северянин сделал реконструкцию старинных поморских игрушек

05.02.2021

Взглянуть на деревянных лошадок, которыми дети рыбаков играли более ста лет назад, можно только в крупных музеях. Показать настолько редкие экспонаты на родине — в деревнях у Белого моря — возможности нет. Но архангельский мастер Геннадий Букреев по фотографиям воссоздал старинные игрушки. Теперь искусно сделанные копии выставят в Визит-центре национального парка «Онежское Поморье» в деревне Лопшеньге.

Фигурки: птица, конь и «панка» — переданы в музейный фонд национального парка

Безделушки для маленьких дочерей и сыновей поморы делали, когда уходили на морские промыслы. Чаще всего мальчикам дарили «коников», а девочкам — кукол, которых называли «панками».

 «Когда в деревнях появился доступ к фабричным игрушкам, самодельные вышли из обихода, они не считались чем-то ценным и за ненадобностью отправлялись в печку. Сейчас многие музеи хотели бы иметь в своих фондах эти фигурки, но уже несколько десятилетий этнографические экспедиции не могут найти ни одного экземпляра. Поэтому мы решили найти мастера, который сделает качественную реконструкцию», — пояснила начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия национального парка Марина Мелютина

Геннадий Букреев много лет занимается резьбой по дереву, его работы хранятся в коллекции музея «Малые Корелы», но для создания поморских игрушек «под старину» пришлось выйти на новый уровень и провести целое исследование: мастер изучал дореволюционные музейные коллекции, «шерстил» интернет, ставил эксперименты. 

Геннадий Букреев передает свои изделия для будущего музея

Три вырезанные художником фигурки — птица, конь и «панка» — это копии реально существующих игрушек, которыми играли дети Лопшеньги и соседней деревни Яреньги в XIX веке. Сейчас два раритета хранятся в Российском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге и один — в Соловецком. Архангелогородец воспроизвёл их по фото и точным обмерам. 


Сейчас два раритета хранятся в Российском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге

«Конь и кукла сделаны из сосны, у них даже сохранился характерный запах. Птичка — из ёлки. Когда работал над экспонатами для Лопшеньги, сложнее всего мне было задушить внутреннего перфекциониста. Я привык делать красивые, гладкие и ровные изделия, а в старину детские игрушки делали иначе, немного примитивно. Работать в таком стиле было непривычно», — рассказал Геннадий. 

Чтобы максимально приблизить копию к оригиналу, Геннадий Букреев состарил изделия. Как он это сделал — мастер не признаётся: «Чтобы добиться натуральных цветов, пришлось поломать голову. В итоге я составил собственный секретный рецепт, который пока раскрывать не хотелось бы». 

Лопшеньга, куда отправятся новые экспонаты, скоро сможет побороться с соседними деревнями за звание культурной столицы Онежского полуострова. Экспозиция в Визит-центре национального парка ещё только готовится к открытию, но здесь уже работает первый в России действующий сельский аэропорт-музей, а на морском побережье в прошлом году появились несколько арт-объектов.