eng

Промыслы и ремесла

 

Народные промыслы и ремёсла Кенозерья корнями уходят глубоко в историю территории и местного населения и отражают его самобытность, мировоззрение, религию, особенности быта и традиции. Исторически развитие ремёсел было обусловлено отсутствием товарно-денежных отношений и, как следствие, развитием натурального хозяйства, при котором почти всё, необходимое для жизни северного крестьянина, производилось самостоятельно. Едва ли не каждый крестьянин умел «ладить» деревянную утварь и посуду, различные берестяные ёмкости, плетёные изделия из прутьев и корней. Эту особенность отметил искусствовед Н.В. Мальцев, посетивший Кенозерье в начале 1960-х годов «Количество изготовленных одним мастером предметов быта, посуды, прялок, вальков чаще всего определялось потребностями одной — двух семей. Лишь наиболее искусные мастера периодически выполняли небольшие заказы для соседних деревень. Реже их изделия распространялись через рынок и местные ярмарки по более обширному району».

Кенозерские крестьянские промыслы не знали разделения труда, свойственного развитому капиталистическому производству. Возникновению производственных приоритетов в определённой местности способствовало наличие и использование природных ресурсов и сырья. Поэтому наряду с повсеместными, были промыслы, свойственные только определённым волостям. В Кенозерской волости «лодки делают», в Кенорецкой — «выделка кирпичей», в Лекшмозерской — «дральщики бересты», «делают берды».

Традиционные промыслы и ремёсла Кенозерья можно условно разделить на мужские — требующие выносливости и силы: кузнечное дело, плотницкое и столярное ремесло, резьба и роспись по дереву, изготовление глиняной посуды, плетение из бересты; и женские — требующие терпения, кропотливого труда, красоты и изящества исполнения: вышивка, ткачество, шитье, прядение, вязание.

Во всех волостях Кенозерья в XIX–начале XX века существовали развитые крестьянские промыслы, соответствовавшие основным критериям:
• длительность их бытования;
• сложившиеся и ставшие традиционными технологии производства, основывающиеся на ручном труде;
• традиционные виды изделий и способы их декоративного оформления.

Основными занятиями местного населения, несмотря на расположение Кенозерья в зоне рискованного природопользования, считались земледелие и домашнее скотоводство, давшие развитие для сопутствующих промыслов и ремёсел. Наличие лошадей позволяло заниматься извозным промыслом. Почти в каждой деревне занимались выделкой кожи, использовавшейся для изготовления обуви, одежды, конской упряжи и хомутов. Во многих деревнях были и свои сапожники. Из овечьей шерсти вязали носки и рукавицы, катали валенки.

Общим для всего края был рыболовный озёрный промысел. Рыбной ловлей занимались в любое время года: зимой вырубали во льду специальные проруби «иордани», а летом ловили с лодок. Рыболовство — одно из основных занятий кенозерских крестьян привело к развитию многочисленных сопутствующих промыслов и ремёсел, главным из которых можно считать изготовление («шитьё») лодок. Природные особенности двух главных озёр Кенозерья — Кенозера и Лёкшмозера — оказали влияние на локальную судостроительную специфику. Лодка «лекшмозёрка», использовавшаяся для плавания по открытому озеру с высокой волной, «шилась» больше, массивней, шире, чем более вытянутая по форме «кенозёрка» — традиционная лодка озера Кенозера, водная гладь которого была покрыта многочисленными островами, а береговая линия испещрена заливами. Изготовление лодок в Кенозерье было распространено повсеместно. 

Для рыболовства мужчины с помощью специальных мужских прялок зимними долгими вечерами вязали разноячеистые сети, невода, рюжи, курмы.

Празднование Петрова дня на Кенозере. Фото из архива Литературного музея. Фото М.А. Ильина. 12 июля 1927 г.

Главным богатством кенозёр всегда был лес, поэтому у древних мастеров не было недостатка в благодарном и отзывчивом материале. В лесном северном краю всегда активно развивались плотницкие и столярные промыслы, изготовление бытовой утвари и мебели, различных летних и зимних видов транспорта, а с середины XIX века — искусство резьбы и росписи по дереву. Мастера использовали берёзу, сосну, ель, лиственницу, тополь, причём, как саму древесину, так и луб, кору молодой берёзы — бересту, наросты на стволах деревьев — «кап». Среди инструментов главными были топор и ножи различных форм. В прошлые времена каждый кенозёр умел выбрать в лесу хорошее дерево для строительства дома и амбара, церкви и часовни; правильно заготовить деловую древесину и высушить её, а затем срубить постройку «как мера и красота скажут». 

Особенно выгодным было ремесло бондаря, различные изделия которых всегда находили применение в крестьянском быту. Вся необходимая мебель изготавливалась также самими кенозёрами. 

Резьба и роспись по дереву были достаточно широко распространены в Кенозерье. Искусные резчики по дереву, столяры и плотники украшали резьбой свои дома и предметы быта. Во многих кенозерских деревнях работали живописцы, которые расписывали избы, мебель, домашнюю утварь. Но с особой любовью украшалась прялка — одно из самых древних орудий женского труда. Прялки Кенозерья, введённые в начале 1960-х годов в научный оборот под названием «кенозерская прялка», представляют собой на редкость праздничное и красочное явление. В росписи наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.


Традиционный кенозерский дом. деревня Вершинино. Фото К. Кокошкина

Приобрёл в Кенозерье широкое распространение и такой промысел, как плетение из бересты, которым занимались только мужчины. Бересту заготавливали летом, а зимой создавали из неё красивые и необходимые в быту вещи — корзины, кошели, пестери, лапти, большие короба и маленькие солонки и прочее.  

Ещё один важный лесной промысел — смолодёгтекурение, поленья из смолистой сосны сутки варили в котлах на очагах. Полученный в результате промысла продукт использовался, как для смоления лодок, так и в качестве поставок на крупные производства, занимающиеся строительством морского флота, оборонительных сооружений, городов. 

К числу традиционных лесных промыслов Кенозерья относились так же охота и собирательство. 

Гончарный промысел, напрямую зависевший от наличия природного сырья, в XIX–первой половине XX веков в Кенозерье имел важнейшее значение. Залежи глины, расположенные поблизости от кенозерской деревни Карпова Гора, повлияли на её промысловую специализацию. Здесь издавна жили гончары, обеспечивавшие всю округу глиняными посудой, пользовавшейся большим спросом в крестьянском быту, и игрушкой Китоврасом — полуконём, получеловеком. Технология изготовления гончарной посуды на протяжении веков почти не менялась. Мастера применяли ручной или ножной гончарный круг, на котором формовали изделие, которое затем подсушивалось и обжигалось в специальных печах. Во второй половине XIX в., когда в кенозерских избах печи, топившиеся «по-чёрному», стали заменяться на «белые» печи, складывавшиеся из обожжённого кирпича, рядом с залежами глины стали строиться небольшие кирпичные заводики, обеспечивавшие потребности местного населения. 

Одно из самых важных в патриархальном хозяйстве Кенозерья — кузнечное дело. Кузнецы снабжали крестьянские хозяйства сельскохозяйственными орудиями, плотницкими инструментами и гвоздями, бытовыми предметами, капканами на лесных зверей. Во многих деревнях, расположенных вдоль уездных трактов и местных дорог, кузницы специализировались на обслуживании коней и гужевого транспорта. Побочный промысел мастеров железного дела — отливка «ботал», «колоколок» — колокольчиков для домашнего скота. 

Древнее самобытное искусство ткачество вплоть до XX веке было широко распространено в крестьянском быту и всегда считалось исключительно женским занятием. Ткани домашнего изготовления применялись для шитья и украшения женской и мужской одежды, для убранства крестьянской избы — полотенца, скатерти и половики. Обучение женскому мастерству начиналось в детстве: под руководством своих матерей крестьянские девочки с 8–9 лет постигали секреты рукоделия. Природный художественный вкус и талант северных крестьянок-мастериц превращали домотканые изделия в подлинные произведения искусства. Эстетические свойства ручного ткачества основывались на широком разнообразии элементов геометрического орнамента с хорошо выраженным ритмом и симметрией, на цветовом решении и фактуре используемых материалов (льна, конопли, шерсти, хлопка). Для крестьянских тканей Русского Севера характерна звучная цветовая гамма, основанная на традиционном сочетании белого с красным цветом — символа жизни и солнца. 

Местная вышивка — выдержанная и лаконичная, где изобразительные мотивы — растения, птицы, животные, человек — выполнены в стиле строгой геометрии. Каждое вышитое изображение имело свой тайный смысл, служило оберегом, отпугивало злые силы. Вышитыми тканями убирали крестьянский дом: на стол постилали скатерти, кровать застилали простынёй с нарядным краем или подвешивали широкий подзор.

Традиционное прядение и снование нитей. Фото из архива Литературного музея. Фото М.А. Ильина. 1927 г.

Ещё один способ украшения тканей — набойка, когда узор на ткани выполнялся природными красителями с помощью специальных печатных досок с вырезанным орнаментом или вбитыми металлическими пластинами с рельефным узором. Такие ткани широко использовались в оформлении крестьянских платков и шалей, сарафанов и т.д.

Издавна в связи со сложностью производства тканей и их дороговизной бережное отношение сохранялось к любому лоскутку. Традиции лоскутного шитья складывались в России в XIX века, связаны с развитием машинного производства и с распространением в крестьянской среде фабричных хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. 

Общими как для мужчин, так и для женщин стали отхожие промыслы. Каменщики, плотники, столяры, дворники, прачки, кухарки — многие профессии представляли кенозёры в Санкт-Петербурге и других местах. Причина отхода крестьян — малоземелье. Уходя за дополнительным заработком, люди надеялись поправить экономическое положение семьи. Отходничество (как и ярмарки) способствовали втягиванию кенозерских деревень в рыночные отношения. 

Уже в первой половине XX века в связи с развитием фабричного производства, распространением товарно-денежных отношений и, как следствие, изменением традиционных форм хозяйствования многие из народных промыслов и ремёсел перешли в разряд «утраченного наследия», т.е. прекратили свое существование. На протяжении XX века под влиянием политических и экономических изменений в России промыслы и ремёсла Кенозерья, в том числе связанные с природопользованием, практически полностью были уничтожены, существенно изменился традиционный уклад жизни местного населения. 

В конце XX–начале XXI века некогда массовые традиционные промыслы и ремёсла были представлены отдельными мастерами, усвоившими навыки производства от своих предков. Прочные бондарные изделия, сделанные жителем посёлка Усть-Поча Ф.В. Калитиным, пользуются широкой популярностью у кенозёров. Лоскутные покрывала и половики мастерицы из деревни Карповой З.А. Вахрамеевой отличались особым, неповторимым почерком. Добротные корзины из сосновой дранки мастерил «поченский кудесник» А.А. Амосов из посёлка Поча. Другой поченский мастер — В.С. Харин известен своими расписными корзинами, на которых изображены цветы, грозди рябины, грибы-боровики, птицы. «Шитьём» традиционных лодок-«кенозёрок» и «лекшмозёрок» занимались И.Д. Ошонков, А.М. Гусев, А.В. Калитин из посёлка Усть-Поча, Н.И. Попов и К.А. Боголепов из деревни Морщихинская, Ю.В. Макаров из деревни Орлово. Изготовление валенок — основное занятие мастера И.Н. Куколева из посёлка Поча. 

Сохранение и возрождение традиционных промыслов и ремёсел 

Кенозерский национальный парк со времени своего основания инициировал возрождение традиционных промыслов и ремёсел на заповедной территории. 

Важнейшее направление по сохранению традиционных промыслов и ремёсел связано с их изучением. С этой целью в 1990-е годы научными сотрудниками Парка были выявлены мастера, владеющие порядка 20 различными видами ремёсел и способные передать свой опыт молодому поколению, произведена поэтапная фотофиксация процессов изготовления ими традиционных изделий. В те же годы многие мастера стали работать с Парком по трудовым соглашениям, получая от Парка материалы и значительную добавку к пенсиям и зарплатам. При школах на территории Парка были созданы детские художественные студии, организованы стажировки для преподавателей трудового обучения школ у мастеров Кенозерья и города Каргополя. Парк осуществлял методическое руководство, подготовил и издал пакет методик по традиционным промыслам и ремёслам Кенозерья. В 1998 году национальным парком в посёлке Усть-Поча был создан первый Центр народных промыслов и ремёсел, где под руководством мастеров дети осваивали ручное ткачество, лоскутное шитьё, резьбу по дереву, плетение из бересты по специальным образовательным программам. 

В 2001 году в Парке началась реализация долгосрочной программы «Паспортизация деревень». В рамках этой программы осуществляется сбор и систематизация всех имеющихся сведений об истории семей, престольных праздниках, обрядах, традиционных ремеслах и промыслах, а также географии их распространения, мастерах, специализировавшихся на том или ином ремесленном производстве, особенностях хозяйственного и культурного уклада. 

В музейном фонде национального парка «Кенозерский» комплектуется тематический раздел «Фонд мастеров», в котором собраны инструменты, образцы изделий мастеров прошлого и настоящего. В деревне Вершинино — административном центре национального парка «Кенозерский» — для отражения истории основных кенозерских промыслов организован музейный комплекс «Амбарный ряд». В четырёх амбарах созданы тематические экспозиции, посвящённые: плотницкому и столярному мастерству («Азбука древодела»), кузнечному делу («Гефестово подворье»), гончарному промыслу («Китоврасово подворье»), росписи по дереву («Луково подворье»). Во всех музеях и экспозициях Кенозерья отражаются традиционные занятия, промыслы и ремёсла. 

Своими многовековыми традициями изделия мастеров Кенозерья широко известны за пределами региона. Лучшие образцы представлены в коллекциях музеев: Государственного Русского музея, Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск).

В созданных Центрах промыслов и ремёсел в крупных населённых пунктах (деревня Морщихинская, посёлки Усть-Поча и Поча) местные жители обучаются отдельным традиционным ремёслам — ткачеству и войлоковалянию, лоскутному шитью и вязанию, берестоплетению и резьбе по дереву, изготовлению глиняной посуды и игрушки, кузнечеству и свободно-кистевой росписи. С техниками изготовления современных изделий на основе аутентичных технологий и материалов знакомят как местные специалисты, владеющие приёмами работы и способные передать свой опыт другим, так и народные мастера России из других населённых пунктов. Через приобщение к ремёслам жители и гости Кенозерья могут ощутить культурное единение с предками, почувствовать духовную связь с ними. 

Мастер-класс по берестоплетению проводит мастер народных промыслов и ремёсел Юрий Тишинин. Центр народных промыслов и ремёсел. Посёлок Усть-Поча. Фото К. Кокошкина

В последние десятилетия наметились тенденции преобладания форм мелкотоварного производства и изготовления изделий сувенирного характера. Освоившим особенности технологии создания предметов народного искусства и навыки работы с материалами местным жителям на территории национального парка «Кенозерский» созданы условия для самореализации и творческого развития. В рамках туристической и экопросветительской деятельности с целью знакомства с ремесленной спецификой Кенозерья для посетителей заповедной территории проводятся мастер-классы. Местными мастерами, бережно сохраняющими традиции народной культуры Кенозерья создаются различные изделия декоративно-прикладного характера, которые успешно реализуются посетителям в сувенирных лавках, используются в домашнем обиходе. Ещё одна прекрасная возможность публично представить результаты своего труда — принять участие в ярмарках. В 2004 году в Вершинино было возрождена Успенская ярмарка, продолжающая давнюю традицию северного крестьянского земледельческого цикла. На Успенскую ярмарку приезжают мастера из разных уголков России. На открытой площадке «Ремесленна сторона» можно приобрести сувениры народных умельцев, а также в проводимых в рамках мероприятия мастер-классах приобрести опыт по плетению из бересты, изготовлению глиняной игрушки, освоить лоскутное шитьё и т.д.

Изготовление традиционной лодки «лекшмозёрки» участниками юношеских плотницких курсов Кенозерья под руководством сотрудников Парка Константина Боголепова и Евгения Мазилова. Деревня Морщихинская. Фото К. Кокошкина

Помочь сохранить плотницкие традиции возможно лишь передавая навыки ремесла юному поколению. Ежегодно на территории национального парка «Кенозерский» проводятся Плотницкие курсы, где ученики Плесецкого и Каргопольского районов постигают азы плотницкого мастерства. Программа курсов традиционно сочетает теоретические занятия с мастер-классами плотников Парка и практической работой учащихся. Обучение организовано таким образом, чтобы курсы были не только познавательными, но и приносили практическую пользу заповедной территории.

Сегодня кенозерские ремёсла и промыслы представляют искусство живое, развивающееся, являющееся неотъемлемой частью современной культуры. В настоящее время развитие народных промыслов напрямую связано с ростом туристической привлекательности заповедной территории.