eng

В Лопшеньге прошёл первый волонтёрский лагерь: добровольцы помогли с ремонтом деревянного аэропорта

26.08.2019

Команда подготовила объект к работе профессиональных строителей: разбирала кирпичные печи, сортировала и чистила кирпичи, корила доски и разбирала полы. Волонтёры приехали в рамках проекта «Воздушные причалы Белого моря», который реализуется ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» благодаря победе в конкурсе «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина, при поддержке Фонда президентских грантов и в сотрудничестве со «2-м Архангельским объединённым авиаотрядом».


Фото Максима Чистякова

Пятеро из шести добровольцев приехали в Лопшеньгу из Москвы, а одна девушка — из Архангельска. Сейчас четверо вернулись домой, а двое отправились дальше — на Пинегу, в Мезень. Гости признались, что готовы вернуться в Онежское Поморье снова — Север не отпускает. Так, Ольга Бобкова раньше работала в Архангельской области несколько лет — оценивала состояние дорог.

«Север — это простор и близость к природе. Этого катастрофически не хватает в городе. Люди самобытные, самодостаточные, настоящие. В мегаполисе с этим тоже дефицит. А ещё Север очень мудрый, и он помогает понять себя, разобраться в себе», — поделилась она.

Максим Чистяков открыл для себя Север в 2013 году, и каждый год участвовал в волонтёрских проектах. По его словам, Онежский полуостров очень отличается от Кенозерья, в первую очередь, своей закрытостью и труднодоступностью:

«Это интересно, не каждый может сюда попасть. Здесь всё другое, начиная от ландшафтов, особенностей жизни, заканчивая ассортиментом в магазине». 

По словам участников, им показался интересным и необычным и сам проект. В первый же день четверо из них узнали, что значит летать на «воздушной маршрутке» — волонтёры долетели на АН-2 до Летней Золотицы.


Фото Надежды Иниевой

«Мы все прониклись идеей спасения малой авиации. Это возможность для местных жителей попасть на большую землю, это часть местного наследия. Я даже не знала, что существуют деревянные аэропорты, это очень необычно», — рассказала участница лагеря, студентка из Москвы Диана Татарчук.

В выходные группе была предложена культурная программа. Так, в один из дней они посетили деревню Яреньга, где заглянули в музей «Поморского быта и ремёсел», попробовали местную уху, посетили «Поморскую избу», прошли по экологической тропе «Вечная стоянка карбасов».

«Понравилось место: живописная деревня на берегу Белого моря. Очень колоритен диспетчер аэропорта Илья Иконников. Подобные аэропорты реставрировать нужно, потому что это индустриальная и культурная память страны, людей. Кроме того, некоторые из этих аэропортов ещё и архитектурно интересны. Скажем, с деревянными ЖД-вокзалами ситуация в нашей стране хуже: их или сносят, или уродуют, хотя один успешный пример музеефикации есть: станция Куженкино Октябрьской ЖД, — отметил волонтёр Даниил Ляхович. — Мне очень понравилось культурная программа, особенно визит в Яреньгу к местной жительнице Маргарите Терещенко. Приятно встречать тонких, добрых, светлых людей, которые ещё и занимаются локальной активностью. Через общение с ней я ощутил поморский дух».


Фото предоставлено участниками проекта 

«Это мой первый подобный проект, было очень круто. Больше всего запомнился коллектив, кострища по ночам, приём местных жителей. Было интересно послушать экскурсии в местных музеях, нас пустили на репетицию коллектива “Лопшеньско Дивованьё”, мы там дрались мешками и бегали с чугунками. Ради такой природы стоит участвовать в подобных проектах, опыт незабываемый и уникальный», — рассказала участница лагеря Анастасия Семёнова.

В свою очередь профессиональные строители тоже выполнили запланированную часть работ.

«Сначала сделали дренаж, чтобы отвести воду из-под здания аэропорта. Выполнили большой объём фундаментных работ, убрали сгнившие деревянные сваи, вместо них сделали бетонные опоры, для этого волонтёры пять раз ездили за камнями. Выровняли само здание. Сейчас мы делаем отсыпку территории вокруг, потом она будет выложена булыжником. Также уже зашиваем цоколь. Осталось сделать черновые полы в зале ожидания, утеплить их пеноплексом. Когда придёт материал для кровли, то её поменяем, заменим дверь и зашьём пространство, которое осталось от печи. В будущем вместо печек поставят камин. А в диспетчерской будет электрический конвектор», — рассказал подрядчик Дмитрий Кузнецов.