eng

Преображение старинных предметов: первые результаты реставрации в музейном фонде национального парка «Онежское Поморье»

03.12.2019

В этом году началась реставрация музейных предметов национального парка «Онежское Поморье». Поскольку в следующем году планируется открытие экспозиции в Визит-центре деревни Лопшеньга, то и реставрируются в первую очередь будущие экспонаты для этого музейного пространства.


Держатель (сверху) и кацея (снизу) до и после реставрации

Владимиру Ширякову, реставратору первой категории музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» (город Истра Московской области), были переданы восемь металлических предметов в аварийном состоянии. Некоторые из них были очень коррозированы из-за долгого пребывания в земле и воздействия солёной морской воды, другие были сильно деформированы и повреждены огнём. Владимир Алексеевич не только «вылечил» эти предметы, но и провёл исследовательскую работу: уточнил датировки, тип и историю некоторых из них. 

Оказалось, что ядро, судя по его весу — 320 граммов, и диаметру — 4 сантиметра, могло быть боеприпасом крепостного ружья «затинная пищаль», использовавшегося в XVIII веке для защиты Соловецкого монастыря. 

После удаления сильнейших поверхностных загрязнений и патины выяснилось, что ленты, фиксирующиеся вверху с помощью креста, и накладные металлические иконки — детали женского венчального венца «Корона», несколько десятилетий пролежавшего в земле на одном из огородов деревни Лопшеньга, изначально были посеребрены, что свидетельствует о его достаточно высокой в конце XIX века стоимости, а само тулово венца изготовлено из латуни. 

После очистки нательного креста от толстого слоя патины появилась возможность по изображениям, надписям и форме ушка в виде ступенек определить этот предмет как очень качественный и дорогой крест, отлитый в XVIII веке в старообрядческой среде. 

Венец накладной для иконы «Богоматерь Умиление», обнаруженный в этом году в церкви Рождества Пресвятой Богородицы деревни Луда, был очень деформирован. В результате комплекса реставрационных мероприятий венцу был возвращён первоначальный вид и открылось покрытие — гальваническое золочение, характерное для II половины XIX века. 

Колокольчик из Лопшеньги, судя по состоянию, когда-то побывал в огне. После удаления нагара стало понятно, что этот предмет тоже был посеребрён и являлся, скорее всего, деталью церковного интерьера.

А вот другой предмет из этой поморской деревни, поставленный на музейный учёт как «Держатель» конца XIX — начала XX века, наоборот, возможно был предметом домашнего интерьера. В процессе реставрации произошло преображение этого экспоната, открылось покрытие — золочение.

Преобразилась и кацея — кадильница в виде небольшой жаровни на длинной ручке. В конце XIX — начале XX века этот предмет использовался для богослужений в домашних условиях или во Введенской церкви деревни Лопшеньга.

На амбарном ключе выявились следы многочисленных паек, что подтверждает изготовление этого предмета в кустарных условиях. 


Венцы: венчальный венец (сверху) и накладной для иконы «Богоматерь Умиление» (снизу) до и после реставрации

Галиной Григорьевой, реставратором по тканям высшей категории Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, был проведён полный комплекс реставрационных работ на пяти предметах: полотенце, переданном в дар жительницей деревни Лопшеньга Галиной Николаевной Петровой, рубахе женской, забороснике — женском шейном украшении, и фрагменте штофной ткани, поступивших от Виктора Максимовича Железникова из деревни Луда, «подольнице» — фрагменте стана женской рубахи, хранившемся до передачи в музейный фонд в семье Нины Григорьевны Пименовой, жительницы деревни Уна. 

К сожалению, в самой Лопшеньге практически не сохранились предметы традиционной праздничной и повседневной женской и мужской одежды, поэтому экспозиционные задачи приходится решать за счёт тканей, собранных в других деревнях Онежского полуострова. 

Подольница и женская рубаха до и после реставрации


Реставратор Юрий Мелютин провёл полный комплекс консервационных работ на 47 предметах, изготовленных мастерами-лопшарями в конце XIX — I половине XX века из дерева и глины: бочках, сундуках, прялках, веретёнах, горшках и т.д.

Кибас (сверху) и прялка (снизу) до и после реставрации

«Кенозерский национальный парк выражает благодарность всем реставраторам, сотрудничающим с нами в деле сохранения движимых памятников истории и культуры Онежского полуострова, включённых в состав музейного фонда», — поблагодарила Анна Анциферова, главный хранитель музейных фондов Парка.