eng

Первый директор национального парка «Онежское Поморье»

18.04.2017

Год назад погиб Олег Продан, директор национального парка «Онежское Поморье», Почетный полярник России, действительный член Русского Географического общества.

18 апреля 2016 года в Арктике на острове Белый разбился вертолет Robinson, один из трех вертолетов экспедиции «По следам двух капитанов». На борту были руководитель экспедиции, директор национального парка «Онежское Поморье» Олег Продан, командир воздушного судна Алексей Фролов, штурман Михаил Фарих. Погибли все.
Арктика стала для этих мужественных людей точкой невозврата – есть такой авиационный термин, когда самолет проходит такую дистанцию, что топлива хватит только долететь до места назначения, не отклоняясь от маршрута. Вот и в жизни Олег Леонидович старался идти к цели, не отклоняясь от выбранного пути. Успеть за его ритмом жизни было непросто. Он не был кабинетным работником, всегда в движении, всегда в стремлении к цели. Порой искренне недоумевал, почему за ним не успевают, почему что-то, на его взгляд, делается слишком медленно.

В экспедиции на Землю Франца-Иосифа

В 2013-м году он возглавил вновь созданный национальный парк «Онежское Поморье». К этому времени Олег Продан, искренне полюбил природу русского Севера. На его счету уже были организация и участие в более чем двух десятках международных и российских проектах в полярных широтах, экспедициях в Арктику и Антарктику. Среди них, международная комплексная экспедиция на Северный Полюс, посвященная 70-летию полярной авиации и 50-летию первого парашютного прыжка на Северный Полюс (1999 г.), в рамках которой прошло первое успешное подледное погружение на Северном Полюсе. И для жителей деревни Летняя Золотица на Онежском полуострове он не был новым человеком. Еще в 2008 году под его руководством там был построен эко-отель «Летняя Золотица». Олег Леонидович возглавлял тогда клуб «Живая природа».  Именно благодаря этой организации, которая взяла тогда под охрану участки на реке Золотица, удалось сохранить погибающую там популяцию сёмги, которая стала увеличиваться только через несколько лет к приходу национального парка.
Олег Леонидович Продан, родился 8 августа 1961 года в семье офицера Советской армии. В 1982 году окончил Рыбинский авиационный технологический институт по специальности инженер-механик. В 2008 году – Московскую академию государственного и муниципального управления по специальности государственное и муниципальное управление. Он был действительным членом Русского Географического общества, Почетным полярником России, кандидатом в мастера спорта по парашютному спорту (1500 прыжков, сертификат кат.D).
Попав первый раз в экспедицию в ненецкую тундру, в 1994-м году, он «заболел» Севером. После знакомства с культурой ненцев и их уважительным отношением к природе, вопросы экологии, рационального природопользования стали для Олега Леонидовича важной частью его собственной жизни. Поэтому в национальном парке «Онежское Поморье» он увидел возможность продолжить дело по сохранению хрупкой, нетронутой природы Онежского полуострова Белого моря.

Олег Продан на территории национального парка "Онежское Поморье"

Работа директора не была легкой. С первых же дней образования национального парка возникла масса сложных вопросов, решение которых, зачастую, не зависело от руководителя. Но, он брался за это. К примеру, мало кто верил, что удастся внести изменения в действующие Правила рыболовства и местным жителям будет возвращено право лова рыбы сетными ловушками – рюжами, которыми жители прибрежных деревень Белого моря пользовались испокон веков. В 2016-м году это удалось сделать.
– Мы выступаем за разумное использование природных ресурсов, – говорил Продан. – Наша задача сберечь не только уникальный природный мир Онежского полуострова, но и традиционный уклад жизни местного населения.

В экспедиции с Фёдором Конюховым на Онежском полуострове. Фото Андрея Каменева.

Работа в национальном парке стала главным делом Олега Леонидовича. Она отнимала у него большую часть времени. Отдых же был для него в экспедициях. Человек, искренне влюбленный в авиацию и Север, организовал с 2010 года серию экспедиций «По следам двух капитанов», по поиску пропавшей в 1914-м году паровой шхуны «Святая Анна» под командованием капитана Г.Л. Брусилова. Участниками поисков были найдены дневники, личные вещи и останки одного из матросов команды штурмана В.И.Альбанова. Несколько человек оставили вмерзший во льдах корабль с остальными членами экспедиции и под его руководством отправилась в многомесячный пеший поход, пытаясь вернуться на большую землю.
По результатам экспедиций, организованных Олегом Леонидовичем, был снят документальный фильм «По следам двух капитанов», а найденные артефакты переданы в Архангельский краеведческий музей.
Задачей новой экспедиции 2016 года было пролететь на легких вертолетах и установить радиобуи на льды в точке, где столетие назад дрейфовала зажатая во льдах шхуна. Это позволило бы проследить ее возможный маршрут и разработать план дальнейших поисков.

Фото Владимир Мельник.

Перед поездкой, на встрече с северодвинскими школьниками отвечая на вопрос, «надеются ли они разгадать тайну «Святой Анны»? Олег Продан ответил: «Если мы не успеем этого сделать, я надеюсь, что вы продолжите начатое нами дело. Главному герою романа Вениамина Каверина «Два капитана» на это потребовалось полжизни. Если мы будем следовать его девизу – «бороться и искать, найти и не сдаваться», то обязательно раскроем одну из загадок российской истории освоения Арктики».
Сегодня, когда Олега Леонидовича Продана уже нет в живых, нам предстоит бороться и искать, продолжать начатое им дело и бережно хранить память о погибшем на острове Белый экипаже вертолета. Вечного им полета и светлой памяти.