eng

Онежское Поморье: куда идут деньги рыбаков?

20.11.2023

Начинается сезон зимней рыбалки и всё больше вопросов поступает от рыбаков о взимании платы за посещение территории национального парка «Онежское Поморье». Официальное разрешение стоит 300 рублей и действует в течение 10 дней.


Некоторые рыбаки считают необходимым отменить плату. Звучат самые разные аргументы и утверждения. Давайте разберём их: 

1. «Администрация национального парка «Онежское Поморье» берёт плату незаконно» 

Это утверждение могло бы быть справедливым, если бы решение брать плату было личной инициативой сотрудников федеральной особо охраняемой природной территории (ООПТ). Но ООПТ являются государственными учреждениями и подведомственны Министерству природных ресурсов и экологии РФ. Соответственно, все национальные парки, заповедники и заказники действуют в соответствии с федеральным законодательством. В данном случае речь идёт о Федеральном законе от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и о Постановлении Правительства от 13 июля 2020 года №1039. На основании данных законодательных актов на всей территории России взимается плата за посещение федеральных особо охраняемых природных территорий. 

2. «Администрация Парка записала рыбаков «во врагов» и берёт плату только с них»

Рыбаки не выделяются законом в отдельную категорию посетителей. Это значит, что обязанность получения и оплаты разрешения распространяется не только на них, но и на любого другого гостя заповедной территории. Однако, многие категории посетителей имеют право на льготы. К ним относятся: несовершеннолетние, пенсионеры, местные жители, многодетные, малоимущие, ветераны боевых действий и ещё 14 других категорий. Таким образом, согласно статистике, правом льготного пребывания на территории «Онежского Поморья» обладают более 50% от всех его посетителей. В 2022 году национальный парк посетили около 30 000 гостей, из которых платное посещение оформили около 12 500 тысяч человек. 

Полный список категорий льготников опубликован по ссылке – https://onpomor.ru/visit/vydacha-razresheniy-na-poseshchenie/pravila-okazaniya-uslugi.php. Если вы не относитесь к одной из этих категорий, а стоимость оплаты вам кажется очень высокой, при этом вы хотите внести свой вклад в сохранение и развитие территории, можно заключить договор и стать участником программы индивидуального или корпоративного волонтёрства. Люди, оказывающие нематериальную помощь Парку или жителям полуострова, освобождаются от оплаты посещения. 

Кроме того, сотрудники национального парка постоянно, часто с риском для жизни, оказывают помощь попавшим в беду рыбакам: помогают, провалившимся под лёд, тушат их автомобили, буксируют лодки со сломавшимися моторами к берегу. Это не задача Парка, но в таких ситуациях счёт идёт на минуты, а службы спасения слишком далеко.

Сотрудники Парка спасли двух мужчин и ребёнка, оказавшихся в море в неисправной лодке

 

3. «Администрация Парка может брать плату меньше, если сократит количество дней пребывания. Большинство посетителей проводит в Парке один или два дня» 

Предложение интересное! Но в соответствии с всё тем же Постановлением №1039 «размер платы для особо охраняемых природных территорий федерального значения составляет не менее 1 процента установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за одно посещение». Это значит, что если Парк будет выдавать разрешение на сутки, то в целом плата за него только увеличится – придётся платить не менее 156 рублей за каждый день. Благодаря тому, что срок, на который можно выдавать разрешение не установлен, мы сделали его для удобства посетителей достаточно долгим – можно заплатить один раз и приехать в Парк в субботу, уехать в будни и вернуться с началом следующих выходных. 

4. «Деньги, собранные с рыбаков, тратятся на личное обогащение сотрудников» 

Это может звучать заманчиво для частной коммерческой фирмы. Администрация национального парка – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Кенозерский». Это некоммерческое государственное учреждение и все финансовые средства – бюджетные и внебюджетные расходуются исключительно на реализацию уставных задач, а именно: охрану природного и культурного наследия, экологическое просвещение, научно-исследовательскую деятельность, развитие экологического туризма.
Кроме этого, национальный парк оказывает значительную поддержку жителям Онежского полуострова, несмотря на то, что деревни не входят в его границы, и это не является задачей Парка. Например, мы ежегодно поддерживаем социальные проекты жителей (ремонт домов культуры, обустройство общественных пространств, музеев и памятников, внедрение раздельного сбора отходов и др.). Мы поддержали около 20 предпринимательских инициатив жителей: модернизация двух пекарен, поддержка малого сельского хозяйства, проект по добыче водорослей, магазин сувениров местных жителей в Яреньге и другое). 

Ежегодно мы организовываем выезды врачей из Архангельской областной больницы во все деревни полуострова. Мы проводим детские мероприятия – каждый год ребята из деревень полуострова отдыхают в лагере на Мураканах. А ещё они принимают участие в детских лагерях Кенозерского национального парка. И всё это полностью бесплатно, включая проезд к местам проведения лагерей. На новый год дети получают подарки. Также для ребят организуются постоянные занятия и стажировки в рамках работы школ юного экскурсовода и школьных лесничеств. 

5. «Инфраструктура для рыбаков не создана» 

Когда в декабре 2016 года национальный парк «Онежское Поморье» был передан под управление ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский», мы удивлялись непродуманности границ и полному отсутствию инфраструктуры Парка. Центр полуострова не вошёл в границы ООПТ, поэтому в бассейнах рек идёт вырубка деревьев, зато включена акватория Унской губы, что привело к запрету промышленного рыболовства. Кроме того, из границ Парка вырезаны все деревни, посёлки и их окрестности, а это значит, что возможности создания инфраструктуры здесь ограничены. Мы не имеем права строить парковки на земельных участках, не предоставленных Учреждению. 

На открытии музея-аэропорта в Лопшеньге. Фото Евгения Мазилова

Тем не менее, за пять лет Парк отреставрировал часовню Иоанна и Лонгина XIX века, взял на свой баланс три храма в деревне Луда и селе Пурнема. Совместно с волонтёрами провёл на них противоаварийные работы. В этом году завершается разработка дорогостоящей научно-проектной документации на реставрацию церкви в Луде. В Лопшеньге мы капитально отремонтировали аэропорт и открыли там уникальный музей, здесь же оборудовали Визит-Центр в здании бывшей почты, провели капремонт закрытого интерната. Оборудовали четыре современные экологические тропы на Онежском полуострове, построили кордоны охраны и научные стационары. Приступили к капитальному ремонту здания бывшего детского сада в Летней Золотице для создания в нём Визит-Центра Парка. Самый большой объём работ провели в Луде: продолжается строительство Визит-Центра, построены гостевые домики, гаражи для техники Парка, кордон охраны. Ежегодно мы организуем волонтёрские лагеря, проводим масштабные исследования совместно с ведущими научными центрами страны. Мы тушим лесные пожары, боремся с браконьерством, обеспечиваем охрану в нерестовые периоды, контролируем вылов молоди рыб, осуществляем экологический мониторинг, проводим биотехнические мероприятия. 

Этот перечень можно продолжать долго, но, пожалуй, следующие цифры будут не менее красноречивыми: за 2022 и 2023 год администрация национального парка вложила в его развитие в 6–7 раз больше средств, чем получила от выдачи разрешений. И, самое главное, доходы Учреждения от выдачи разрешений на посещение составляют всего 7% от средств, которые парк зарабатывает от развития экологического туризма. Таким образом, миф о сверхдоходах Парка от выдачи разрешений на посещение рыбакам, не соответствует действительности. 

Если обобщить все вышеперечисленное, то ответ на вопрос, куда же идут деньги рыбаков, будет следующим: эти деньги Парк вкладывает в охрану наследия и в местных жителей, в развитие их деревень. Чтобы дети Онежского Поморья гордились своей малой родиной, чтобы у местных жителей были рабочие места, чтобы граждане России приезжали полюбоваться нашей сохранённой северной природой снова и снова.