eng

Церковь во имя святой Живоначальной Троицы, 1863 г.

Хергозерский приход возник в 1764 году на месте упразднённой Макарьевской пустыни, располагавшейся среди глухих лесов примерно в восьмидесяти пяти километрах от Каргополя. Пустынь была основана в тридцатых годах XVI века монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логином. В обители находилась икона преподобного Макария Унженского и Желтоводского, почитавшаяся чудотворной.
  Первые деревянные церкви обители были поставлены на мысе, омываемом водами Хергозера. К середине XVII века сложился характерный для северных монастырей деревянный храмовый комплекс. Летняя церковь во имя Живоначальной Троицы с Макарьевским («Макарьинским») приделом была построена в 1653 году на месте первоначальной. Зимняя церковь Введения Богородицы, сооружённая в 1658 году, включала приделы Николая Чудотворца, Александра Свирского и московских святителей Петра, Алексея и Ионы.

В 1764 году в связи с религиозными реформами Екатерины II Макарьевская пустынь была упразднена, а деревянные храмы переданы образованному Хергозерскому приходу. Прихожанами стали крестьяне семи деревень Порженского и Долгозерского десятка, находившихся на значительном, до четырнадцати вёрст, расстоянии от обители. В конце XVIII века к приходу приписали Георгиевскую церковь в «Порженской выставке у деревни Фёдоровской», построенную в 1782 году (1). 
 

Несмотря на малочисленность прихожан, в конце XVIII – XIX веке «усердием богомольцев и доброхотодателей», привлечённых на Хергозеро молвой о чудесах иконы Макария Унженского, был создан каменный приходской ансамбль, заменивший древние храмы. Первой была перестроена Введенская церковь: в 1786–1790 годах вместо деревянного храма возвели каменный с приделом в честь Николая Чудотворца (2). Небольшая одностолпная церковь завершалась пятиглавием, а её алтарные апсиды покрывали килевидные деревянные рубленые бочки. Сохранилось описание перекрытия храма, сделанное в 1912 году олонецким губернским инженером А. Гиримлёвым: «Храм вышеуказанный, имеет в главной своей части форму квадрата, в средине которого выведен один средний столб кирпичный, на котором выведена средняя кирпичная главка храма, остальное пространство перекрыто цилиндрическими сводами, параллельными наружным стенам, упомянутого выше квадрата, и только угловые части выведены в виде двух в каждом углу лотков сомкнутого свода, и за шелыгою цилиндрического свода, на диагонали, составляющей пересечение двух взаимно пересекающихся цилиндрических сводов, выведены кирпичные массивные столбы для четырёх боковых главок» (3). Введенская церковь до наших дней не сохранилась. 

Троицкий храм был деревянным до пожара 1857 года, во время которого погибло не только здание, но и вся утварь, иконы, книги (4). Новую пятиглавую Троицкую церковь построили по образцовому проекту из «Атласа проектов сельских церквей», альбомы которых издавались с 1838 года. На строительство храма был подряжен крестьянин Вельского уезда Вологодской губернии Пётр Давыдович Шамин. (5). К 1868 году строительство одноэтажного трёхпрестольного кирпичного храма было завершено. По сторонам от Троицкого престола находились Макарьевский и Борисоглебский приделы (6). 

Продольная композиция храма состоит из основного кубического объёма, к которому с востока примыкает пониженная алтарная апсида с пристройками по сторонам, а с запада – равновысокий с апсидой прямоугольный притвор. Двухсветный бесстолпный куб храма перекрыт пологой четырёхскатной крышей и завершён деревянным пятиглавием. Главы обиты чёрным железом. Фасады разделены перспективными пилястрами на три части. Раскрепованный антаблемент с подкарнизной тягой сохранился плохо. 

Каменная колокольня была поставлена отдельно от храмов, на продольной оси Троицкой церкви. 
 

Приход закрыли в тридцатые годы ХХ века. Введенский храм и колокольня были разрушены. Троицкая церковь дошла до наших дней в аварийном состоянии и была передана в оперативное управление Кенозерскому национальному парку. 

В Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск) хранятся две иконы из Троицкого храма: «Мария Египетская, праведник Зосима, с клеймами жития» (XVII век) и выносной образ «Богоматерь Знамение, избранные святые» (конец XVII – начало XVIII века). 
 

В 2004 году предварительные исследования Троицкой церкви проведены архитектором С.Б. Куликовым. 

1 НАРК. Ф. 25, оп. 15, д. 54 / 1182, л. 36, 1854 г. 
2 НАРК. Ф. 25, оп. 15, д. 6 / 128, л. 27, 1819 г.
3 НАРК. Ф. 2, оп. 50, д. 85 / 25, л. 7, 1912 г.
4 ГААО. Ф. 1342, оп. 1, д. 186, л. 60–61, 1869 г.
5 НАРК. Ф. 25, оп. 20, д. 50 / 566, л. 123.
6 ГААО. Ф. 104, оп. 3, д. 445, л. 1, 1906 г.

Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 466.

Похожие разделы