eng

Часовня во имя Рождества Богородицы, 1804 г.

Деревня расположена на мысе в южной части залива Тамбич-Лахта при озере Долгое, в семи километрах от деревни Вершинино. В XIX веке она именовалась Тамецкая Лахта. В 1843 году в селении имелось одиннадцать дворов, в которых проживало девяносто шесть человек. (1).

В 1804 году крестьяне Тамецкой Лахты построили новую часовню Рождества Богородицы без разрешения духовных властей. Привлечённый к ответу часовенный староста Осип Дмитриев объяснил в Кенозерском волостном правлении, что больному крестьянину Ивану Евдокимову во сне неоднократно велено было построить часовню Рождества Богородицы. Иван обещал «и сделался здрав». Часовню строили всем деревенским обществом. (2).

Поставили её в полукилометре от деревни в священной роще, вблизи дороги, связывающей между собой окрестные селения. Часовня представляет собой прямоугольный в плане объём на низком подклете, перекрытый двухскатной крышей. Продольно-осевая композиция здания включает квадратное в плане молельное помещение, притвор с колокольней наверху и каркасное крыльцо. Все части здания объединены профилированной тесовой обшивкой фасадов «в рустик». Крупная, обитая лемехом глава на широкой шее поставлена вплотную к колокольне. Западный фасад часовни решён в лучших традициях деревянной архитектуры Севера. Ярусы скатных кровель крыльца и притвора уводят взгляд вверх, к колокольне и луковичной главе с крестом, венчающей всю часовню. Двухъярусный восьмерик колокольни поставлен на четверик и перекрыт низким плоским куполом по девяти круглым стойкам звонницы. В южной и северной стенах молитвенного помещения по два раздельных, а не сдвоенных окна, обрамлённых простыми наличниками. Фасады декорированы полихромной окраской голубого, зелёного и белого цветов и накладными «сухариками» на подшивке фронтонов.

Молитвенное помещение перекрыто каркасным гранёным «небом» с сюжетными росписями. Стены внутри отёсаны «в круглый угол» и окрашены в белый цвет. Восточная стена скрыта каркасным иконостасом. Дверной проём в помещение оформлен тремя косяками, соединёнными «в ус», вершник зафиксирован заплечиками. Притвор внутри обшит тёсом, на северной стороне от входа лестница, ведущая на колокольню. Двери в притвор столярные, створчатые, с филёнками. Крыльцо каркасное, обшито в виде тамбура.

Описанный архитектурный облик Рождественская часовня получила после перестройки в 1883 году (надпись о ремонте сохранилась над входной дверью в часовню). Обновлённый вид значительно отличается от первоначального – в 1804 году компактная продольная композиция здания складывалась из клети и открытой паперти, объединённых двухскатной крышей и поставленных на общий подклет. Обшивка фасадов отсутствовала. Молитвенное помещение освещалось двумя косящатыми окнами, а плоский потолок был ниже на два венца.

Реставрационные работы на памятнике не проводились. 2014 году силами волонтеров проекта «Часовенный рай» на ней проведены противоаварийные работы.

Размеры в плане: 4,5×7,9 м

Расписное "небо" в часовне во имя Рождества Богородицы деревни Тамбич-Лахта


Время создания: последняя четверть XIX века.
15-гранный комплекс включает изображение архангелов, евангелистов, Распятия с предстоящими, преподобного Андрея Критского и мученика Феодора Стратилата.
Комплекс сохранился в полном составе.
Дерево, холст, масло.
Размер четверика "в свету": 445Х485 см.

При входе из притвора в часовню на дверном косяке можно увидеть дату "1883". Она, вероятно, соответствует времени последнего ремонта в интерьере храма, когда были расписаны "небеса", а также возведена и окрашена рама иконостаса. 

Конструкция потолка сделана с очень высоким подъемом граней к центральному кругу. Композиция "неба" сложная, складывается из 15 радиальных граней, включающих изображения четырех архангелов, евангелистов и "Распятия с предстоящими святыми" (на пяти гранях). Только в этой часовне в программу росписи включены фигуры мученика Феодора Стратилата и преподобного Андрея Критского. Скорее всего, эти святые - покровители заказчиков и устроителей часовни, крестьян деревни Тамбич-Лахта. Их фигуры размещены на двух гранях, направленных к западной стене. Детально и тщательно проработана символика атрибутов святых: икона Спасителя - у преподобного Андрея Критского, мученический крест - у мученика Феодора Стратилата, символы страстей Христовых (петух на столбе, копье и трость) - у архангела Уриила, цветочная весть - у архангела Гавриила. Евангелисты изображены сидящими в небольших разворотах на стульях с высокими спинками. В руках - перья, книги, рядом на столе - чернильницы, раскрытые Евангелия с текстом.На угловых треугольных гранях изображены трубящие ангелы.

Цветовая композиция "неба", разнообразная и многоплановая, основана на единстве живописного построения граней: постепенного перехода от света в тень. От Вседержителя, изображенного в центральном круге, исходит яркий свет. Автор "неба" трактует его как солнечный. Это впечатление создается благодаря окраске верхней части всех радиальных граней в желтый цвет. Далее следует круг, образованный четырнадцатью херувимами и фигурой Саваофа, изображенными на серовато-стальных облаках. Еще ниже - широкая полоса голубого цвета с изображениями основных персонажей композиции. И, наконец, в основании каждой радиальной грани есть позем в виде гористого пейзажа, решенного в коричневато-охристых тонах.

Роспись на потолке выполнена в традициях поздней академической живописи. Она является прямым аналогом "небу" в Немяте и создана теми же мастерами. 


Иконы часовни во имя Рождества Богородицы деревни Тамбич-Лахта

В музейном собрании Кенозерского национального парка хранятся две иконы из местного ряда иконостаса в Тамбич-Лахте, созданные северными мастерами в начале ХIХ века: «Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем» и «Святитель Николай в житии». На этих иконах можно видеть формальные признаки, свойственные старообрядческой иконописной традиции: акцентирование восьмиконечных крестов, характерное написание имени Христа («IС ХС»), двуперстное благословение. На иконе Зосимы и Савватия прославленные соловецкие чудотворцы поддерживают обитель, которая изображена в «дореформенном» виде, с древней трехшатровой звонницей, измененной только в ХVIII веке. Имя «Савватий» написано лишь с одной буквой «в», что также было принято до ХVIII столетия. Время, когда создавались эти иконы, было благосклонно к старообрядцам. На рубеже XVIII и XIX веков последовал целый ряд распоряжений и указов, разрешавших им строить моленные и исполнять обряды. В Олонецкой губернии по заказам старообрядцев работало много иконописцев. Кенозерье находилось на пути между знаменитой Выговской старообрядческой пустынью и Чаженьгским скитом.

1 НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 52 / 20, л. 256 об., 1843 г.
2 НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 14 / 15, л. 5 – 5 об.,1805 г.

Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 312.

Похожие разделы