eng

Архангельский областной конкурс юношеских исследовательских работ им. М.В. Ломоносова. Общая информация

Начиная с 2003 года, Кенозерский национальный парк проводит Архангельский областной конкурс юношеских исследовательских работ имени М.В. Ломоносова, который является одним из основных направлений эколого-просветительской и образовательной деятельности Парка.

Главная цель конкурса, соучредителями которого выступили Правительство Архангельской области, Межрегиональный Ломоносовский фонд, ВУЗы областного центра, — формирование единого образовательного пространства области, интеллектуальное и творческое развитие личности, экологическое воспитание школьников региона через проведение исследований природы, богатого культурно-исторического наследия региона, жизнедеятельности выдающихся земляков. В составе конкурса выделены естественнонаучное и гуманитарное направления. 

Конкурс проводится с 2003 года. 

Естественнонаучное направление

Секции: 1. Биология. Экология растений и животных; 2. География. Геология; 3. Экология человека; Охрана здоровья; 4. Антропогенное воздействие на окружающую природную среду. Охраняемые природные территории. 

 Гуманитарное направление

Секции: 1. Отечественная история и краеведение (в т.ч. история города, района, деревни, семьи); 2. Духовная культура. Фольклористика и этнография; 3. Материальная культура. Архитектура и народное искусство; 4. Экология культуры; 5. Экономика и социология современного общества (в т.ч. проблемы молодежи, образования, науки, культуры и т.п.). 

Конкурс проводится в два тура в двух возрастных группах: 6 — 8 классы, 9 — 11 классы.

I тур — открытый заочный конкурс, на который школьники присылают свои исследования. Каждая работа получает рецензию Экспертного совета, в состав которого входят известные учёные Архангельска. Авторы работ, получивших положительные рецензии, приглашаются на II тур конкурса — Ломоносовские чтения, которые традиционно проходят на базе детского экологического лагеря Кенозерского национального парка. Во время II тура юные исследователи представляют стендовые доклады и защищают свои работы перед Конкурсной комиссией. Работы школьников по условиям конкурса предполагают: осведомленность о современном состоянии области исследования, владение методикой эксперимента, наличие собственных данных, их анализа, обобщений, выводов.

Победителям Конкурса (в каждой возрастной группе) вручаются дипломы I, II, III степеней и ценные подарки, также на Конкурсе учреждены отдельные номинации: «За лучшую работу, представленную сельской школой», «Активная гражданская позиция», «Юный исследователь», «Надежда науки» (для выпускника школы), «За лучшую работу по истории семьи и жизни выдающихся земляков», «За лучшее исследование на территории заповедника, национального парка, музея-заповедника», «эколог-исследователь» и другие. 

По решению Конкурсной комиссии могут учреждаться и другие отдельные номинации. Научные руководители (педагоги школ) победителей Конкурса отмечаются грамотами Министерства науки, образования и культуры Правительства Архангельской области.  

В 2007 году Конкурс был включён в региональный перечень мероприятий, победители которых могут претендовать на присуждение премий для государственной поддержки способной и талантливой молодёжи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». 

По итогам Конкурса издается сборник, в котором представлены материалы конкурсных работ участников — призёров и победителей в номинациях Конкурса, а также работы, рекомендованные к публикации Конкурсной комиссией.

 

Конкурс проводится в традициях русской научной школы, что обеспечивается широким привлечением к его проведению научной общественности, использованием кадрового и материального потенциала учреждений науки и высшего образования. Конкурс развивает понимание научной этики и научных традиций, оказывает помощь педагогам в отборе и постановке исследовательских задач, стимулирует участие детей и взрослых в природоохранной деятельности, способствует формированию активной гражданской позиции.