eng

Ткачество и местная вышивка


Древнее самобытное искусство ткачество вплоть до XX в. было широко распространено в крестьянском быту и всегда считалось исключительно женским занятием. Ткани домашнего изготовления применялись для шитья и украшения женской и мужской одежды, для убранства крестьянской избы – полотенца, скатерти и половики. Обучение женскому мастерству начиналось в детстве: под руководством своих матерей крестьянские девочки с 8–9 лет постигали секреты рукоделия. Природный художественный вкус и талант северных крестьянок-мастериц превращали домотканые изделия в подлинные произведения искусства. Эстетические свойства ручного ткачества основывались на широком разнообразии элементов геометрического орнамента с хорошо выраженным ритмом и симметрией, на цветовом решении и фактуре используемых материалов (льна, конопли, шерсти, хлопка). Для крестьянских тканей Русского Севера характерна звучная цветовая гамма, основанная на традиционном сочетании белого с красным цветом – символа жизни и солнца. 

Местная вышивка – выдержанная и лаконичная, где изобразительные мотивы – растения, птицы, животные, человек – выполнены в стиле строгой геометрии. Каждое вышитое изображение имело свой тайный смысл, служило оберегом, отпугивало злые силы. Вышитыми тканями убирали крестьянский дом: на стол постилали скатерти, кровать застилали простынёй с нарядным краем или подвешивали широкий подзор.

Ещё один способ украшения тканей – набойка, когда узор на ткани выполнялся природными красителями с помощью специальных печатных досок с вырезанным орнаментом или вбитыми металлическими пластинами с рельефным узором. Такие ткани широко использовались в оформлении крестьянских платков и шалей, сарафанов и т.д.
Издавна в связи со сложностью производства тканей и их дороговизной бережное отношение сохранялось к любому лоскутку. Традиции лоскутного шитья складывались в России в XIX в., связаны с развитием машинного производства и с распространением в крестьянской среде фабричных хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком.