eng

Паспорт деревни Морщихинская

Самая большая деревня в округе


Деревня Морщихинская расположена на берегу озера Лекшмозеро. В VIII–XI веках здесь проживали финно-угорские племена. Сохранилось местное предание, что когда-то здесь жила «чудь белоглазая». Вероятно, в названии озера сохранились финно-угорские корни: «лехм» в переводе с языка вепсов (чудь) означает «корова».


План деревень Морщихинская и Анфаловская. Начало XX века. Из Государственного архива Архангельской области



О возникновении славянского поселения на северном берегу Лекшмозера в XIII веке свидетельствует древняя легенда: «Деревню основали два брата, которые поселились в разных концах, распахали землю, построили дома, стали жить. Затем к ним пришли люди, так и образовались деревни. Братьев звали Морщих и Анфал, поэтому и деревни назвали Морщихинская и Анфаловская». Еще одна местная легенда связывает название деревни с горой Морщихой, располагавшейся в Лекшмозерье.


Деревня Морщихинская. 1960-е годы. Фото И.Е. Гольберга



Морщихинская, как самая крупная деревня в округе, являлась центром Лекшмозерского сельского общества Лекшмозерской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии. В середине XIX века в деревнях Морщихинская и Анфаловская, объединенных в село Лекшмозеро, насчитывалось 54 дома и 421 житель.


Село, имеющее сложную, сильно разветвлённую планировку, относится к типу прибрежных озёрных деревень. Отдельные части деревни получили название «околоток». Характерный образ деревни создавали колодцы-журавли, не типичные для других сёл и деревень этого района. В 1908 году в деревне произошёл большой пожар, многим семьям пришлось заново отстраивать дома. Было построено и несколько двухэтажных домов с условием, что в них будут размещены магазины, комнаты для учителей и врачей.


Дом 1863 года. Дом Боголеповой Е.И.


Самый старый дом в деревне был построен более 140 лет назад, на коньке дома вырезана дата «1863 год». Построил дом местный житель по фамилии Боголепов, прозванный в деревне «Морозко». «Это был очень весёлый человек, любил шутить, байки рассказывал, и всё чего-нибудь «сморозит», от того и «Морозко» - вспоминали местные жители. Первоначально дом был построен «глаголем», т.е. являлся домом, в котором хозяйственная часть располагалась сбоку и позади сеней, являлся рудной избой, отапливался «по-черному», в 1930-х годах был перестроен, стал отапливаться «по-белому». Это дом – пятистенок. Комнаты в домах-пятистенках, разделенные стеной, здесь называют концами, а сам дом – двухконечным. Этот дом украшен наличниками. В наличниках чёткий ордерный строй, задающий стройную систему пропорциональных соотношений – влияние русского ампира – поздней классики, появившейся в России с конца XVIII века. Раньше у дома был колодец типа «журавль», благодаря которому удалось спасти этот дом во время страшного пожара 1908 года. У этого колодца во время праздников останавливались, плясали, сейчас осталась только яма. В период создания колхоза нависла угроза раскулачивания. Скот и большая часть утвари была национализирована.


Дом 1863 года, в котором проживала Е. И. Боголепова. Фото С. Пчелкина



Долгие годы хозяйкой дома являлась Боголепова Евстолия Ивановна (1922 – 1994), участница строительства военного аэродрома в Карелии, инициатор движения доноров в Каргопольском районе в годы Великой Отечественной войны, заведующая Лекшмозерской избой-читальней и библиотекой в 1949 – 1975 годах.

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла

На возвышенном берегу озера Лекшмозеро в деревне Морщихинской расположена каменная церковь Св. Апостолов Петра и Павла. О строительстве церкви сложена легенда: в конце XVI века разбойники искали клад, но нашли икону, которую выбросили в Лекшмозеро. Икона приплыла к Орловскому берегу, её никто не взял. Далее икона приплыла к лекшмозерскому берегу, где её подняли рыбаки. На месте обнаружения иконы в 1596 году был возведен деревянный, шатровый храм с приделом во имя Дмитрия Солунского Чудотворца, сгоревший в 1823 году. Новый храм решили возводить из камня. Уже в 1824 году митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим утвердил проект будущего храма, который был выполнен в стиле классицизма, характерном для первой трети XIX века. Однако, мастера-каменщики, возводившие церковь, строили храм с учётом местных сложившихся архитектурных и строительных традиций. К 1829 году усилиями прихожан и «доброхотными подаяниями» трёхпрестольная церковь Св. Апостолов Петра и Павла была построена, а освящена в 1838 году.


Церковь Святых Апостолов Петра и Павла. 1960-е годы. Фото И.Е. Гольберга


В соответствии с храмовой традицией Каргополья храм состоял из трёх частей: холодной пятиглавой Петропавловской церкви, теплой двухпрестольной церкви в трапезной и колокольни. В углах трапезной располагались освященные в 1829 году приделы: южный – Великомученика Дмитрия Солунского и северный – Ильи Пророка. Все церковные иконостасы были созданы на рубеже 1830–1840-х годов вельским иконописцем Асикритом Давыдовичем Шаминым. В местном ряду главного пятиярусного иконостаса помимо храмовой иконы с изображением Апостолов Петра и Павла с чудесами, располагались образы самых почитаемых в Лекшмозерье северных святых: Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, Александра Ошевенского и Кирилла Челмогорского и др. На рубеже XIX–XX веков церковь Св. Апостолов Петра и Павла являлась главным приходским храмом Лекшмозерского прихода, к которому были приписаны церковь преподобного Александра Свирского на Хижгоре, церковь Казанской иконы Божией Матери на Плакиде, церковь св. мученика Георгия Победоносца в деревне Труфаново, церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери на Наглимозере, часовни. 


Зернохранилище в церкви Святых Апостолов Петра и Павла. 1984 год. Фото П.Н. Шармина


Церковь Петра и Павла долгое время сопровождала многие поколения крестьян, одухотворяла и украшала их жизнь. В престольный праздник, день св. апостолов Петра и Павла (12 июля), по-местному «Петровки», в церковь приходили со всего обширного прихода. После торжественной утренней службы служили молебен с водосвятием в специально устроенной купальне, называемой «Иорданью»: в ней купались «заветники» – те, кто, молясь об исполнении разных просьб, давал обет. 


Окна церкви были закрыты храмовыми иконами. 1984 год. Фото П.Н. Шармина


Петропавловская церковь, как и большинство храмов Каргополья, была закрыта в начале 1930-х годов и передана конторе Каргопольского райпотребсоюза, которая использовала здание под склад зерна. К 1949 году на церкви оставалось всего две главы, отсутствовали стекла, иконостасы, крыльца, обвалились потолки. Памятник дошёл до наших дней со значительными утратами первоначального облика. 


Церковь Святых Апостолов Петра и Павла. Фото Е. Мазилова


  В начале 1990-х годов на средства Парка были произведены работы по восстановлению колонн портала церкви. В середине 1990-х годов благотворители из Москвы приобрели церковные колокола, и над Лекшмозерьем вновь зазвучал колокольный звон. В настоящее время церковь находится в процессе реставрации, которая осуществляется волонтёрами при поддержке Лекшмозерской православной общины, национального парка, Благотворительного фонда «Вольное дело», федерального и областного бюджетов.  

Лекшмозерские часовни 


В конце XIX – начале XX века каждая часть деревни, называемая околотком, имела свою собственную часовенку.


Часовня во имя Св. мучеников Флора и Лавра в околотке Дьяково


В околотке Дьяково при въезде в село Лекшмозеро в конце XIX века для «конной мольбы» была поставлена часовня во имя Св. мучеников Флора и Лавра. Часовня во имя Флора и Лавра – древнейшая из лекшмозерских, была указана в Ведомости о церкви Петра и Павла конца XIX – начала XX веков: «Во имя Святых Мучеников Флора и Лавра при деревне Морщихинской, от церкви отстоит в полуверсте. Святые Флор и Лавр почитаются как покровители домашних животных, которые должны обезопасить лошадей от болезни, падежа и обеспечить их плодовитость. В обрядовую практику входили действа «на зиму святить коней», в день Флора и Лавра (31 августа) – «Хлоры» не работали на лошадях, давали им отдохнуть во избежание падежа, заставляли коней обегать вокруг часовни.

В 1930 - 1940-е годы часовня была разрушена, а иконы местными жителями разобраны по домам. 


В 1990-е годы часовня во имя Св. мучеников Флора и Лавра была построена вновь. Сегодня «обережная» по отношению к домашнему скоту функция часовни утрачена, теперь местные старожилы приходят сюда помолиться и «класть заветы». Крест в часовне и сама часовня увешаны пеленами, головными платками.


Часовня во имя Святых мучеников Флора и Лавра в околотке Дьяково. Фото С. Пчелкина



Место часовни во имя Св. Апостола Иоанна Богослова, деревня Мартыново


В околотке Мартыново располагалась часовня во имя Св. Апостола Иоанна Богослова, который, по народным поверьям, защищает от стихийных бедствий и пожаров. По рассказам старожилов, «Богослов вешний и осенний» (21 мая и 9 октября) оберегал деревню Морщихинскую от огненной беды. В этот день священники служили службу, а затем крестный ход шёл с пением завета: «Прости меня, Иоанн Богослов». Кроме того, Иоанна Богослова почитают и как наставника живописного иконного дела, т. к. он из пастуха гусей сделал искусного живописца. Часовня была разобрана в 1940-е годы.


Часовни Богоматери-целительнице («Нечаянная радость») и во имя Святой Блаженной Ксении Петербуржской в урочище «У Крестика»


В начале XX века в урочище «У Крестика» для жителей околотков Погост и Лутьяново по инициативе старосты деревни Ефима Фёдоровича Пономарёва была построена часовня Богоматери-целительнице («Нечаянная радость»). В этой часовне «погощане», отмечавшие престольный праздник 1 октября, совершали молебны и давали «обеты» на здравие. У часовни трудная судьба: она была разобрана в начале 1940-х годов, вновь отстроена, затем сожжена в 1944 году. Осенью 1990 года местными жителями под руководством Зинаиды Александровны Шалдыбаевой часовня была восстановлена. Спустя 13 лет при финансовой поддержке архангелогородки Светланы Ефремовой местными жителями А.А. Боголеповым, В.А. Нефёдовым, А.В. Башкиревым была возведена часовня во имя Святой Блаженной Ксении Петербуржской.

В 1950-е годы это место было отмечено поклонным крестом, который вскоре сгорел. К поставленному позднее еще одному кресту стали носить «заветы» – особые приношения Богу в виде полотенец, платков и полотен при «испрошении» помощи и здоровья. В конце 1990-х годов поклонный крест, долгое время являвшийся объектом паломничества, был прислонен к сосне, которую местные жители считают «святой». 


Место часовни в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в околотке Гора


Часовня в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, поставленная на площади в околотке Гора, была связана со временем последней уборки урожая с полей и наступлением холодов. Постный праздник (27 сентября) «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня» местные жители называли «Здвиженье Господне». Маленькая бревенчатая часовня была разобрана в 1940-е годы.


Место часовни Покрова Пресвятой Богородицы в околотке Подлеша


  В околотке Подлеша (Подлешье) была поставлена Маккавеевская часовня. Часовенка была небольшая, имела главку с крестом. День памяти Семи святых мучеников Маккавейских (14 августа) совпадал с началом Успенского поста, и в народе назывался Медовый Спас или «Мокрый Маккавей». По воспоминаниям старожилов, после переосвящения часовни Покровам Пресвятой Богородицы, престольный праздник в деревне стали отмечать 1 октября. 


Апостолы Петр и Павел – покровители лекшмозер


Основным промыслом местного населения являлось рыболовство. Лекшмозеро всегда изобиловало рыбой, и сейчас сиг, ряпушка, лещ, окунь, щука, налим, ерш, сорога приносят доход местным жителям. Небесным покровителем рыбаков считался св. апостол Петр, традиции его почитания существуют в Лекшмозерье до сих пор. 12 июля – день св. апостолов Петра и Павла – престольный праздник в деревне.


Помимо рыболовства к главным промыслам местного населения относилась охота. Так, в 1876 году в деревне Морщихинской зафиксировано 35 охотников-промысловиков, которые сдавали невыделанные шкуры зверей.


На рубеже XIX–XХ веков в Морщихинской располагался самый большой в Лекшмозерской волости завод по производству смолы и дегтя. Владелец завода – Михаил Иванович Маринин обеспечивал смолой и дегтём не только всю округу, но и торговал в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. По воспоминаниям местных жителей, существовали здесь две водяные мельницы, разрушенные в середине XX века во время наводнения. Имелась в деревне своя кузница, пекарня. Жители деревни занимались и другими промыслами: вязали рыболовные сети, изготавливали бочки, плели кружева. Жили здесь свои плотники, портные, печники. Земледелие в Лекшмозерье не получило особого развития. Ещё в середине XVI века в сотной книге Н.Г. Яхонтова отмечалось, что в Морщихинской и Анфаловской «земля худа».

Особенное место в деревне – родник, который испокон веку поил лекшмозеров студёной водой. Все жители деревни брали здесь воду на чай, который был очень вкусный. Так же в роднике охлаждали сливки для маслозавода, работавшего в деревне Морщихинской в 1960 – 1970-е годы. Вокруг родника была выкопана яма и сделано крепление из досок. Яма наполнялась водой, и в неё ставили фляги со сливками. В 1977 году маслозавод закрыли и постепенно сооружение разрушилось. В 1980-е годы за родником ухаживала местная жительница – Анастасия Николаевна Пономарёва, которая сделала «лавинку» (мостик), чистила место, откуда била вода. Родник, обладавший притягательной силой, всегда являлся местом сбора деревенской молодежи. 

Лекшмозерская школа 


В 1880-х годах в д. Морщихинской было открыто земское училище, где обучались дети со всех окрестных деревень. Училище помещалось в двух наёмных зданиях, там же были и квартиры для учителей. В 1905 году в училище насчитывалось 48 человек. Закон Божий, чтение, письмо и арифметику преподавали священник В.В. Прилежаев, учителя Н.П. Попов и А.В. Варначёва. Таким образом, в д. Морщихинской была подготовлена база для создания в 1918–1920 годах Единой советской трудовой школы.


Учащиеся Лекшмозерской школы на берегу озера Лекшмозеро. 1970-е годы



Преобразования


В 1917 году в Морщихинской был создан исполком Лекшмозерского волостного Совета крестьянских и солдатских депутатов во главе с председателем В.Н. Поповым. В 1929 году создан колхоз «Коммунар», преобразованный затем в колхоз «Волна».


В 1929 году на территории бывшей Лекшмозерской волости был создан Лекшмозерский сельский совет, просуществовавший до 2005 года. В 2006 году деревня Морщихинская включена в состав МО «Печниковское».


В настоящее время деревня Морщихинская - центр Каргопольского сектора Кенозерского национального парка. Здесь располагаются: Лекшмозерская основная общеобразовательная школа, детский сад, почтовое отделение, фельдшерско-акушерский пункт, АТС, клуб, библиотека, проживает около 300 человек.



Лекшмозеро. Фото К. Кокошкина