eng

Вязаная поморская рубаха станет украшением музея в Визит-центре национального парка «Онежское Поморье» в деревне Лопшеньге

22.12.2020

Когда-то шерстяная рубаха орнаментального вязания была у каждого уважающего себя помора, но до наших дней этой одежды почти не сохранилось. Рубахи перестали носить в 1970–1980-х годах, и ставшую неактуальной традиционную одежду хозяйки распускали на варежки и носки. Сегодня, к сожалению, ремесло утрачено.


Портрет Василия Лукича Майзерова в свитере – «рубахе» орнаментального вязания, д. Лопшеньга. Фото Н. Рождественской. 1937–1938 гг. Государственный литературный музей

Известно, что такие рубахи привозили из Норвегии или вязали сами, мужчины ходили в них на промысел. 

Процесс создания изделия был долгим и трудоёмким, поэтому вязанные рубахи особо ценились и передавались от отца к сыну. Технологию изготовления удалось восстановить по экспонатам Архангельского краеведческого музея, а также фотографиям этнографа Натальи Рождественской 1930-х годов. Изделие создала народный мастер России и руководитель музея Поморской варежки Галина Челпанова из города Новодвинска. Она посвятила изучению традиционной одежды поморов более 25 лет и неоднократно ездила в экспедиции по Летнему берегу Белого моря. 

На тоне, д. Лопшеньга. Фото Н. Рождественской. 1937–1938 гг. Государственный литературный музей

Мастер использовала традиционную технику вязания, в том числе учла особую деталь — ластовицу у рукава, которая не давала рубашке задираться, когда человек поднимал руку. 

В Поморье узоры вязали, используя два или три цвета, но на Онежском и Летнем берегах были более популярны двухцветные узоры. «Диагональная сетка — характерный орнамент для подобных изделий. У поморов вся жизнь связана с морем, а такой узор ассоциировался с рыболовными сетями и считался своеобразным оберегом», — отметила Галина Челпанова.

Галина Челпанова в Музее поморской варежки. Фото М. Рыжковой

Вязанная рубаха станет экспонатом музея в Визит-центре национального парка «Онежское Поморье» в деревне Лопшеньге. Для изготовления её использовано более килограмма домотканых серых и коричневых нитей.

Завершение работы. Галина Челпанова, Марина Рыжкова, Марина Мелютина Мелютина. Фото А. Ивановой

«По рассказам мастериц из Лопшеньги, белый цвет в поморской одежде из шерсти встречался редко. Белых овец было мало, поэтому чаще дефицитную шерсть использовали для изготовления аксессуаров, например, рукавичек. А вязанные поморские рубахи обычно были коричневого и серого цветов», — рассказала сотрудник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия национального парка Марина Рыжкова.