Учёные отметили, что в Кенозерье всё ещё живут некоторые старообрядческие традиции

16.10.2019

Учёные отметили, что в Кенозерье всё ещё живут некоторые старообрядческие традиции

Участниками экспедиции стали кандидат исторических наук, учёный секретарь Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Денис Ермолин и кандидат культурологии, старший научный сотрудник учебно-научного центра «Гуманитарная урбанистика» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Илья Мельников.

«Во время экспедиции мы опирались на примеры из музейных коллекций национального парка, анализ следов бытования церковной книги и книжной традиции на фоне предметов личного благочестия, а также привлекали результаты работы с населением кенозерских деревень для изучения практик сакральной повседневности в советский и постсоветский периоды. Особое внимание уделялось исследованию пространства часовни и процессов его ресакрализации в конце ХХ — начале XXI века», — пояснил Денис Ермолин.


Илья Мельников и Денис Ермолин. Фото Д.С. Ермолина

Учёным была предоставлена возможность изучить старопечатные и рукописные книги XVII — XIX веков, меднолитые и писаные иконы, находящиеся на постоянном хранении в музейном фонде Парка. Ещё одним источником информации стали беседы с жителями деревень Вершинино, Шишкина, Погост, Карпова, Тырышкино, Косицина, Зехнова и посёлка Усть-Поча.

Предварительные итоги экспедиции были озвучены учёными во время IX Всероссийской научно-практической конференции «Кенозерские чтения — 2019», состоявшейся в августе этого года. Для сборника конференции исследователи подготовили научную статью.

Учёные пишут, что характер книжной и письменной культуры свидетельствуют о серьёзном влиянии старообрядчества на сакральную повседневность региона. Это подтверждается тем, что несмотря на политические преобразования XX века, в Кенозерье сохранился ряд определённых культовых практик. Некоторые интересные выводы, сделанные Денисом Ермолиным и Ильёй Мельниковым, мы приводим.

Кенозёры «унаследовали» от старообрядцев любовь к предметам культа из меди
Учёные обратили внимание, что Кенозерье находится вблизи места, где раньше находился крупнейший центр старообрядчества поморского согласия — Выговская пустынь. Этот факт на протяжении долгого времени играл ключевую роль в формировании социальных, духовных и эстетических основ мировоззрения населения, а возможно, и церковно-канонических предпочтений и вкусов при строительстве и оформлении часовен. Меднолитая пластика — культовые предметы из меди — производства медниц Выговской обители и «скитские» копии-переливки до сих пор распространены в Кенозерье. Это говорит о когда-то значительном спросе населения на подобные предметы личного благочестия. 


Меднолитой старообрядческий крест XIX века производства Выговского монастыря. Фото Д.С. Ермолина

В Кенозерье церковная книга как святыня передаётся из поколения в поколение
На Северо-Западе России старообрядческое прошлое серьёзно повлияло на бытование книги и отношение к ней в крестьянской среде. Сама книга, содержащая религиозные тексты, до сих пор рассматривается в качестве святыни. В Кенозерье церковные книги передавались по наследству и являлись важной частью культурной памяти кенозёр. Сохраняющиеся в некоторых кенозерских семьях церковные книги, попадавшие в своё время в крестьянскую среду в качестве подарка за примерное обучение в церковноприходских и земских школах (об этом свидетельствуют соответствующие записи на форзацах и пр. листах книг), сейчас имеют статус семейной реликвии. 

Ещё одна особенность бытования книги в крестьянской среде, вероятно, связанная со старообрядческой традицией, — практика оставления владельческих записей. Так, например, на полях Месяцеслова из музейного фонда Парка имеются владельческие записи XIX века: «Сия книга крестеянина / деревни Бухалова / Ивана Кондратева / Томилова собъствена его».

Жители Кенозерья переписывают и хранят у себя запись молитвы для защиты от нечистых духов
В традиционной сельской среде, ориентированной на авторитет сакрального текста, самому обладанию им приписывается важное духовное значение. Так, ношение написанной на бумаге молитвы приравнивается к её прочтению и само по себе может служить защитой от нечистых духов и различных неприятностей. Подобное отношение к слову попадает, в том числе, и в тексты заговорных и народных молитвенных формул.

Широкое бытование заговоров и народных молитв в устной традиции с распространением грамотности и доступностью канцелярских принадлежностей приводит к массовой практике их записи на бумаге в ХХ веке.

Исследователи заметили, что наиболее распространённый и авторитетный текст — «Сон Богородицы» — до сих пор бытует в некоторых кенозерских деревнях. О существовании этого текста знают практически все кенозёры. Переписывание и распространение подобного рода текстов считается богоугодным делом: «Это всё даётся от всего сердца».


Список «Сна Богородицы», бытующий в среде в настоящее время. Конец XX — начало XXI века. Фото Д.С. Ермолина

Чтобы защитить ребёнка, кенозёры купают его в ванночке с иконой
До сих пор широко распространена в Кенозерье традиция «купания» ребёнка, которое может повторяться с момента рождения до нескольких месяцев и года. В обряде используется небольшая меднолитая старообрядческая икона, которую кладут в ванночку или таз для купания младенца. Сам обряд производят близкие родственники, обычно мать или бабушка младенца, однако, со слов некоторых кенозёр, ранее эти действия могли производиться повитухами и «знающими» «бабками»: «раньше повитухи-то мыли-то» и «это считается как крещение».

При совершении купания произносится текст соответствующей случаю народной молитвы. Обряд проводился в советские годы над многими кенозёрами, а теперь некоторые из них производят его сами над своими детьми и внуками.

У участников экспедиции не вызывает сомнения факт, что само действие носит охранительный характер, однако статус «купания» определён недостаточно, и во многом он заменяет или дополняет церковное крещение.

Кенозёры прощаются с родными, проводя каждение
Народные практики ярко проявляют себя и в погребально-поминальной обрядности, заметили Денис Ермолин и Илья Мельников. Широко распространена традиция каждения покойного специальной кадильницей, также отсылающая к старообрядческому прошлому региона: каждение специальным типом кадила на ручке, называемого кацеёй, широко распространено в старообрядческой среде доныне.


Старообрядческая кадильница-кацея. Хранится в семье кенозёра, используется в настоящее время. XIX век. Фото Д.С. Ермолина

Каждение сопровождается чтением заупокойных молитв, в том числе панихиды так называемым мирянским чином.


19.11.2020

Определены лучшие работы фотоконкурса «Открытый Север»: одна из них сделана в Кенозерье и одна — в Онежском Поморье

Читать далее
01.08.2018

Сотрудница Кенозерского национального парка приняла участие в международной конференции в Рязани

Читать далее
08.07.2022

В Кенозерье завершился Форум традиционных знаний

Читать далее
Анонс на главной:  Фото Артёма Келарева