Тысячный предмет в музейном фонде национального парка «Онежское Поморье»

13.06.2019

Тысячный предмет в музейном фонде национального парка «Онежское Поморье»


Виктор Максимович Железников передает в музейный фонд первый предмет. Фото Марины Мелютиной


Ещё 100 лет назад российские музеи заинтересовались богатой материальной культурой жителей Онежского полуострова, где на протяжении всего XX века с целью изучения и сбора лучших образцов традиционной культуры проводились этнографические экспедиции. Поморские орудия лова и инструменты, иконы и одежда хранятся в крупнейших музеях страны: Соловецком государственном историко-архитектурном и природном музее — заповеднике, Государственном историческом музее (г. Москва), Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург), Архангельском областном краеведческом музее, ГМО «Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск) и т.д.


Блоки ткацкого станка. II половина XIX века. Лудский посад Архангельского уезда Архангельской губернии. Поступили в Архангельский областной музей изобразительных искусств в 1967 году из деревни Луды. Опубликовано в книге В.Г. Кондратьевой «Резное дерево Поморья»


Большая часть экспонатов из музейного фонда национального парка «Онежское Поморье» датируются концом XIX — I половиной XX века и иллюстрируют традиционный уклад жизни поморов Летнего и Онежского берегов Белого моря: быт и основные занятия, ремёсла и промыслы, одежду повседневную и праздничную. Первым предметом, включённым в музейный фонд национального парка «Онежское Поморье», стала деревянная «ручка» — грабилка для сбора ягод, переданная В.М. Железниковым из деревни Луды, а тысячным — набор охотника из деревни Лопшеньга.


ОП КП 586/1, 2, 3. Набор охотника (пороховница, мешочек для дроби, мерка для пороха). Конец XIX – начало XX века. Д. Лопшеньга Архангельского уезда Архангельской губернии. Принадлежал Кириллу Семеновичу Поздееву (1879 (?) - 1968), жителю д. Лопшеньга. Поступил в музейный фонд от Л.А. Кобылянской, д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой


Среди удивительных находок — венец венчальный женский XIX века из деревни Лопшеньга. Можно только представить, сколько молодых лопшарок в Введенской церкви под этим венцом давали обет верности своим избранникам. В скором времени этот венец, пролежавший несколько десятилетий в земле, займет достойное место в экспозиции деревни Лопшеньга, а пока находится в реставрации.



ОП КП 495. Венец венчальный женский. Конец XIX – начало XX века. Поступил в музейный фонд от Л.А. Копниной, уроженки деревни Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой

Около церкви Рождества Пресвятой Богородицы деревни Луды в брошенном птичьем гнезде был найден накладной венец утраченной иконы «Богоматерь Умиление». Остаётся только «поблагодарить» неизвестную пташку, «умыкнувшую» в своё гнездо и тем самым сохранившую предмет интерьера деревенской церкви. Венец после окончания реставрационных работ будет демонстрироваться в экспозиции в деревне Луда.



ОП КП 595. Накладной венец на икону «Богоматерь Умиление». XIX век. Фото Анны Анциферовой

Из Лопшеньги в музейный фонд национального парка «Онежское Поморье» поступил металлический шар диаметром 4 см. Специалистам удалось атрибутировать его как крупную картечь XIX века. Как, когда и почему этот предмет мирового военного вооружения оказался на Летнем берегу Белого моря, кто привёз его в поморскую деревню — сейчас можно лишь догадываться... Возможно, это одно из следствий Крымской войны 1853 — 1856 годов, когда английские корабли атаковали бесстрашных защитников Русского Севера. В настоящее время предмет реставрируется.



ОП КП 591. Картечь крупная. XIX век. Поступил в музейный фонд от Г.Н. Петровой, д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой

Особая историко-культурная ценность у предметов, имеющих различные владельческие или датирующие знаки. Так годы, вырезанные на «ручке» — грабилке для сбора ягод из деревни Луда или резной прялке из деревни Лопшеньга помогли определить точное время создания этих предметов.



ОП КП 103. «Ручка» - грабилка для сбора ягод.  1906 год. Лудский посад Архангельского уезда Архангельской губернии. Поступил в музейный фонд от П.В. Лукашовой, д. Луда. Фото Анны Анциферовой


ОП КП 519. Прялка. 1894 год. Поступила в музейный фонд от А.М. Дмитриевой, д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой

Короткий текст «ААФ 1918», вырезанный на семейной реликвии — корыте для капусты из деревни Лопшеньга, помог установить с помощью нынешних владельцев изготовителя и первого хозяина раритета — Андрея Арефьевича Федотова.



ОП КП 520. Корыто для капусты. 1918 год. Д. Лопшеньга Архангельского уезда Архангельской губернии. Автор – А.А. Федотов. Поступило в музейный фонд от З.В. Федотовой, д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой

Не менее интересна и значима игла с вырезанными инициалами «ВЛ», изготовленная в начале XX века Василием Лукичем Майзеровым, жителем деревни Лопшеньга.



ОП КП 555. Игла. Конец XIX – начало XX века. Д. Лопшеньга Архангельского уезда Архангельской губернии. Автор – В.Л. Майзеров. Поступила в музейный фонд от С.А. Носова, д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой

По рассказам старожилов поморских деревень известно, что рыбаки во время долгого «сидения» на промысловых тонях зачастую занимались изготовлением необходимых в быту предметов. Некоторые поморы достигли высочайшего уровня мастерства при работе с деревом. Прялки или детали ткацких станков, украшенные тончайшей резьбой, когда-то радовали глаза любимых матерей, жён и дочерей, а сейчас являются ценнейшими предметами музейного фонда национального парка «Онежское Поморье». Резная прялка из деревни Лопшеньга и блок ткацкого станка из деревни Пурнема украсят экспозиции в соответствующих деревнях.



ОП КП 518. Прялка. Конец XIX – начало XX века. Д. Лопшеньга Архангельского уезда Архангельской губернии. Поступила в музейный фонд от А.М. Дмитриевой, д. Лопшеньга. Фото Анны Анциферовой


ОП КП 191. Блок ткацкого станка. Начало XX века. Поступил в музейный фонд от Н.С. Степановой, д. Пурнема. Фото Анны Анциферовой

Ткани — одни из самых сложных в длительном хранении материалы. Поэтому большая удача обнаружить в сундуках промысловую, повседневную и праздничную одежду, которой уже более 100 лет. Полушубок — женская праздничная одежда, повойник — женский головной убор, заборосьник — женское шейное украшение из деревни Луда и рукавицы — «вывязки» из деревни Уна — ценнейшие предметы музейного фонда национального парка «Онежское Поморье» — в музеях будут знакомить с традиционной одеждой жителей Онежского полуострова.



ОП КП 350. Полушубочек. Конец XIX – начало XX века. Поступил в музейный фонд от В.М. Железникова, д. Луда. На 2020 год запланирована реставрация этого аварийного предмета. Фото Анны Анциферовой


ОП КП 365. Заборосьник (заборошник, заборочник, заборосник). Конец XIX – начало XX века. Поступил в музейный фонд от В.М. Железникова, д. Луда. Фото Анны Анциферовой

«За прошедшие два года проделана огромная работа по сбору, изучению, описанию, учёту, хранению и реставрации движимых памятников Онежского полуострова. Мы хотим поблагодарить жителей деревень Летнего и Онежского берегов Белого моря за сохранение своих семейных реликвий, за сотрудничество, и передачу их на постоянное хранение в музейный фонд национального парка «Онежское Поморье. Все предметы, переданные на постоянное хранение в музейный фонд уже поставлены на учет, т.е. получили свои номера. В настоящее время началась реставрация музейных предметов, «лечением» зачастую очень аварийных предметов занимаются реставраторы из Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга. Лучшие образцы традиционной поморской материальной культуры будут представлены в экспозициях национального парка «Онежское Поморье», — подчеркнула Анна Анциферова, главный хранитель музейных фондов.


05.04.2021

Врачи провели более 150 приёмов в отдалённых деревнях Онежского полуострова

Читать далее
17.10.2023

В Усть-Поче отремонтирована часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая XIX века

Читать далее
30.08.2019

«Альбом на память», созданный с любовью к Кенозерью и кенозёрам: в деревне Вершинино открылась выставка художника Игоря Шилкина

Читать далее