«Трудно, холодно, но радостно от осознания сопричастности к благому делу» — воронежка поделилась воспоминаниями о волонтёрстве Кенозерье

20.01.2020

«Трудно, холодно, но радостно от осознания сопричастности к благому делу» — воронежка поделилась воспоминаниями о волонтёрстве Кенозерье


Наталья с мужем. Фото из архива Натальи Пилипенко

«Для меня первопричиной участия в проекте было желание побывать на Севере осенью, все остальное — между строк», — признаётся Наталья. Однако уже в первые дни волонтёр как будто сроднилась со зданиями, о которых ей предстояло заботиться.

«В третий день мы с госинспектором Иваном ездили на один из островов подготавливать к противоаварийным работам часовню Святой Великомученицы Варвары. Когда лодка причалила к берегу, наши глаза еле различили часовню со стороны воды. Вросшая в землю, перекосившаяся на правый бок, седая от времени, походившая на старушку, она чуть виднелась из-за зарослей кустарника и деревьев, будто взявших её в плен, — вспоминает девушка. — Время будто остановилось здесь очень-очень давно. Самые свежие купюры в тарелке были “ельцинскими”, остальные относились к советскому периоду. А заветы на стенах... Они были такими ветхими! От часовни веяло теплом, намоленностью, и ей очень хотелось помочь».

После визита добровольцев «старушка завиднелась». Команда расчистила заросли кустов, спилила деревья и окопала с трёх сторон стены, чтобы в будущем строители смогли поднять здание на новый фундамент.

«Рубили лопатами дёрн и коренья толщиной в руку и переворачивали толщи несговорчивой земли. Сложно, трудно, холодно, но радостно от осознания сопричастности к благому делу. И такое междустрочие получается у меня, что суровые осенние пейзажи, ради которых я приехала, теперь воспринимаются только как фон, как красивые декорации», — поделилась автор дневников.


Наталья с кэмп-лидером лагеря Екатериной. Фото из архива Натальи Пилипенко

Много лет не принимавшие гостей часовенки встречали добровольцев пустыми иконостасами, неметёным полом и углами, заросшими паутиной. Команда наводила порядок внутри и около зданий. Так случилось, например, с часовней Николая Чудотворца в деревне Горбачихе. Во время первого визита волонтёров здание практически невозможно было заметить с тропы. Огромная косматая ель упала в шаге от часовни.

«Ствол дерева был в два обхвата. Убрать его в сторону мы бы не смогли, поэтому приняли решение опилить длинные торчащие ветки и стащить их в чащу леса. Мы с трудом открыли сопротивлявшийся замок и, попав внутрь, увидели картину, ставшую для нас уже привычной: повсюду пыль, паутина, следы пребывания птиц и грызунов. На полу вперемежку с песком и изъеденными мышами обрывками бумажных обоев валялись деньги и надломленные временем восковые свечи, — описала увиденное Наталья. — Обратили внимание на то, что найденные свечи никто никогда не зажигал. В северных часовнях обычно это забота деревенского церковного старосты. В заброшенных же деревнях часовни стоят предоставленные самим себе и заботам национального парка. Вот и получается, что некому было оживить эти свечи и донести до неба молитвы и чаяния людей, принёсших их. Оно, конечно, может и людей этих уже нет или живут они давно другими заботами, но решили мы — пусть погорят восковые лучины до нашего ухода, пусть согреется наша старушка их огнём и верой людской».


Наталья с кэмп-лидером лагеря Екатериной. Фото из архива Натальи Пилипенко

Всего участники лагеря облагородили шесть часовен. Побывали в нескольких деревнях, до которых обычно не доезжают даже сами кенозёры.

«Я полюбила эти места сразу, как только увидела. С первых минут пребывания здесь всё вокруг казалось мне до боли родным и знакомым. В памяти непрестанно мелькали картинки, всплывали образы и сюжеты. Меня не покидало ощущение, что я попала в сказку, старинную русскую народную сказку — добрую сказку с теремами, церквами, непроходимыми лесами, голубыми озёрами и, конечно, чудесами. Позже я поняла, видения мои были родом из детства — книжного детства: русские народные сказки, былины, песни, иллюстрации Билибина, лаковые миниатюры Палеха, Холуя и Мстеры, — заключила волонтёр. — Эти одиннадцать дней, что мы прожили в маленькой деревне на берегу древнего озера размеренной неторопливой жизнью, добровольно помогая по мере сил нашим старушкам-часовенкам, сделали меня невероятно счастливой!».



Наталья с одной из «старушек». Фото из архива Натальи Пилипенко

Полный дневник можно найти в прикреплённых файлах.


скачать.pdf


23.06.2020

Место встречи: фотоловушка в Кенозерье засняла лисицу и барсука

Читать далее
04.12.2020

Снятые в Кенозерье фильмы покажут на фестивале кино Arctic Open

Читать далее
05.03.2019

Арифметика ТОС: «10 шагов к 10 успешным проектам»

Читать далее