Сотрудники Кенозерского парка продолжают собирать информацию об истории деревень Летнего берега Белого моря

22.03.2018

Сотрудники Кенозерского парка продолжают собирать информацию об истории деревень Летнего берега Белого моря

Вся жизнь жителей Лопшеньги связана с морским промыслом и рыбной ловлей. Об истории деревенских тоней, рыболовецкого промысла и колхоза рассказала заведующая клубом Татьяна Ивановна Серухина
Из пяти тоней в переделах деревни – Никольской, Сийской, Турки, Гнединой и Вороньей, в настоящее время действуют три – Никольская, Турка и Гнедина. Татьяна Ивановна поделилась фотографиями, освещающими историю рыболовецколго колхоза, ловли и переработки рыбы в советский период.


Рыболовецкая бригада. Тоня Никольская в 3 км от д. Лопшеньга. 1970-е гг. Из архива Т.И. Серухиной

О зверобойном промысле рассказал Евлампий Иванович Пирожников. До колхозов зверобойка была зимняя, прибрежная и вешняя, более длительная. Охотились на гренландского тюленя, заготавливали шкуры и сало, которые продавали в Архангельск или же запасали для себя. Осенью ловили нерпу, в начале лета ловили белуху. При колхозах бригады отправлялись на зверобойный промысел на ледоколах в горло Белого моря, а позднее — охотились на вертолетах у Зимнего берега. В настоящее время зверобойным промыслом не занимаются.


Евлампий Иванович Пирожников. Фото Юлии Зверевой


О судьбе Лопшеньгской церкви рассказывали Марфа Яковлевна Юдина, Лидия Автономовна Кабылянская и Михаил Петрович Майзеров. В Лопшеньгском приходе находилась одна деревянная церковь с тремя престолами: во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, преподобного Кирилла Белозерского и святителя Филиппа Московского.

 В 1936 г. последнего Лопшеньгского священника репрессировали, а в 1938 г. по ходатайству колхозников закрыли храм и «срезали колокольню и купола». С этого времени и до 1948 г. в здании церкви располагалась начальная школа. В 1948 г. в храме устроили деревенский клуб – на месте амвона сделали сцену, вместо алтаря появилась гримерная и кабинет завклубом. Здание старой церкви сохранялось до начала 1980-х гг. После постройки современного здания клуба, старый храм разобрали. 

Однако местные жители пытались сохранять религиозный уклад и в советское время. В 1940-1960-х гг. несколько жителей Лопшеньги – Василий Осеевич Петров, Егор Иванович Майзеров, Петр Степанович Майзеров, Анна Егоровна Майзерова, собирали всех желающих в своих домах и «вычитывали Пасху».


Икона святых апостолов Иакова, брата Господня, Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, служившая долгое время мостками около рыбного склада


В нынешнем Лопшеньгском храме в честь апостолов Петра и Павла находятся несколько икон из разрушенной Введенской церкви. Одна из икон, на которой изображены апостолы Иаков, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, долгое время служила мостками около рыбного склада. 

Обширной информацией по краеведению поделились с исследователями учитель истории Лопшеньгской школы Галина Николаевна Петрова. Галина Николаевна рассказала о мастерах культуры, бывавших в Лопшеньге и запечатлевших в своих произведениях красоту северной деревни. Среди них были писатели М.М. Пришвин, С.В. Максимов, Ю.П. Казаков, Г.А. Горышин, В.В. Личутин и художник В.В. Рождественский. 

Об истории советского времени родной деревни и истории аэропорта рассказал Александр Васильевич Федотов. С 1960-х гг., когда было открыто воздушное сообщение с Лопшеньгой, пост начальника аэропорта занимали Василий Андреевич Репин, Иван Александрович Федотов, Александр Васильевич Федотов.

Материалы, переданные жителями Лопшеньги, пополнят научный архив Парка и войдут в экспозиции Визит-центров Парка на Онежском полуострове.
 


09.04.2018

«Веселый Пушкин» прибыл в Архангельск

Читать далее
12.04.2018

Екатерина Митрохина: Экологический лагерь Кенозерья — особенный период в моей жизни

Читать далее
28.04.2018

Росомаха, беркут и медведь попали в фотоловушку на Онежском полуострове

Читать далее