eng

«Небеса» Кенозерья можно увидеть в Москве

21.09.2018

Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря в Москве открылась выставка «Век ради вечного». Одним из её центральных экспонатов стал уникальный памятник искусства Русского Севера — восьмигранное расписное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери деревни Хвалинская в Кенозерском национальном парке.


Фото Константина Кокошкина


Крупнейший в России реставрационный центр, основанный после революции по инициативе художника и историка искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, в 2018 году отмечает 100-летний юбилей.

Ключевым событием юбилейного года стала выставка «Век ради вечного», представляющая результат многолетней работы всех мастерских Центра, а также трёх его филиалов в Архангельске, Вологде и Костроме. В экспозицию вошли более 140 экспонатов из 50 российских музеев, которые в разные годы прошли реставрацию и атрибуцию в Центре Грабаря. Многие из них десятилетиями хранились в запасниках и впервые были представлены широкому зрителю.



Выставка «Век ради вечного». Фото Константина Кокошкина


Среди наиболее выдающихся памятников искусства, представленных на выставке, — расписные «небеса» (потолочное перекрытие) конца XVIII века из Кенозерского национального парка. Это одно из самых ранних «небес», сохранившихся в Кенозерье (сегодня на территории Парка в часовнях и музее находится 17 комплексов «небес»). Живописная палитра, выбранная художником на «небе» с изображением ангелов, не свойственна росписи потолков в храмах Русского Севера. Особенностью 8-гранного «неба» является разнообразие красок плафонной живописи каменных храмов и русских дворцов второй половины XVIII века. При этом живопись «неба» выглядит профессиональной по академическим меркам своего времени.



Фото Константина Кокошкина



Реставрационную бригаду по восстановлению кенозерских «небес» возглавлял художник-реставратор Александр Горматюк. «Небо» находилось в аварийном состоянии, особенно две радиальные грани. Главной проблемой стал жук-точильщик, съевший древесину. Среди реставраторов этот жук получил прозвище «часы смерти». Если он появляется, то предмету объявлен смертный приговор. Решено было грани «небес» обработать прямо на месте, чтобы не привезти «жуков-убийц» в Центр.



Фото Константина Кокошкина


В советское время крыша часовни была разобрана и «небеса» находились на открытом воздухе, под снегом и дождем, поэтому их сохранность была крайне аварийной. В 1960-е годы кто-то из местных жителей решил очистить грани, тем самым существенно повредил красочный слой — вместо плотной живописи реставраторам достались полупрозрачные силуэты.

Александр Горматюк вспоминает: «Выполненная в смешанной технике прямо по деревянной доске, без грунта, роспись была больше похожа на хрупкую пастель».


Александр Горматюк даёт интервью. Фото Константина Кокошкина




В открытии выставки принял участие заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий и Байкальской природной территории Минприроды России Юрий Фирсов. Он выразил уверенность, что уникальная экспозиция из Кенозерского национального парка не только вызовет большой интерес жителей и гостей столицы, но и вдохновит посетителей на знакомство с природными и этнографическими красотами заповедной территории.

С 21 сентября по 30 ноября 2018 года экспозиция открыта для широкого круга любителей и ценителей редких музейных предметов в Центре Грабаря по адресу: г. Москва, ул. Радио, д. 17, к.6.