«Львы и розы»: в Кенозерье идёт работа по подготовке новой экспозиции

23.08.2019

«Львы и розы»: в Кенозерье идёт работа по подготовке новой экспозиции


Валентина Конторина. Фото Анны Анциферовой


Экспозиция будет размещена в музейном комплексе «Амбарный ряд» в деревне Вершинино, в конце прошлого лета плотницкой бригадой Виктора Глущевского для неё уже был срублен новый амбар. Сотрудниками Парка ведётся сбор старинных расписных предметов, записываются воспоминания жителей о прялках и божницах, заборках и дверях, украшенных изображениями цветов и львов, реставраторы готовят экспонаты. Открытие новой экспозиции запланировано на следующий год.

Домовые росписи Кенозерья

Все, кто приезжал в Кенозерье, восхищались домовыми росписями: незатейливыми и примитивными на первый взгляд, но в то же время гармоничными и высокохудожественными. Ещё в 1927 году архитектор Михаил Ильин, посетивший Кенозерье в составе фольклорной экспедиции братьев Соколовых, характеризуя кенозерскую избу, описал традиционные заборки: «Шкафы, где хранится посуда, раскрашены в тёмно-красные и зеленоватые тона с яркими цветами на филёнках дверец и являются единственным внутренним убранством. Причём декоративная орнаментика зависит прямо от городских художественных форм, своеобразно преломившихся в крестьянском сознании».


Ещё одна расписная дверь. Фото Константина Кокошкина

Никандр Мальцев, руководитель экспедиции Государственного Русского музея в Кенозерье в 1962 году, с восхищением написал: «Встреча с деревнями Кенозера, с хозяйками огромных изб с широкими кровлями, подбои которых были расписаны изображениями причудливых вазонов с яркими, сочными цветами, а входные двери в дом украшены изображениями стоящих на задних лапах львов, ошеломила участников экспедиции».

По мнению исследователей, росписи появились в Кенозерье в конце XIX века, когда курные избы, топившиеся «по-чёрному», стали перестраивать на избы, отапливавшиеся «по-белому». Избы стали чище и появилась возможность украшения росписями своих жилищ внутри и снаружи «на манер городских». Каждому кенозёру хотелось иметь в своём доме красоту, но объём росписи в доме зачастую зависел от благосостояния его хозяина. Чаще всего росписью украшали шкафы-заборки, делившие пространство избы на две части, буфеты, небольшие «чайные» шкафчики для посуды, двери входные и межкомнатные, домашние божницы, кровати, сундуки, конские дуги, корзинки и, конечно же, прялки. А если финансовые возможности позволяли, то кенозёры заказывали «разукрасить» подшивку свесов кровли или фронтон своего дома.



Из этого расписного сундука была сделана собачья конура. Фото из архива Парка

Художники, по рассказам местных жителей, были «пришлые из Карелии да из Костромы, ходили по деревням и искали себе работу», но вспоминают кенозёры и земляков, владевших навыками художественного мастерства. В деревне Тамбич-Лахта в конце XIX — начале XX века жил Матвей Васильевич Бурмаков, строивший дома и украшавший их; в деревне Спицыно вспоминали мастера Прокопия Дмитриевича Запольного, не только делавшего шкафы и прялки, но и расписывавшего их; изготовлением расписной мебели занимался также Григорий Ильич Сидоров; росписью шкафов, ставень, подзоров домов занимался Григорий Дементьевич Мелехов из деревни Минина; в Федосово жил некто Григорий Андреевич (фамилию установить не удалось), также расписывавший в начале XX века шкафы. В основном, крестьянские живописцы остались безвестными, редко кто догадывался увековечить себя в авторской подписи, но на фасаде одного из домов в Майлахте сохранилась надпись: «1916 Г. […] IЮНЯ К.М. [красил мастер] ӨЕОДОРЪ ЯКО НИКИФОРОВЪ». Этот мастер, который работал в кенозерских деревнях Майлахте, Семёново и Горбачихе сезонно в 1912 — 1916 годах, скорее всего, был «захожим», неместным.

Сейчас сотрудниками Парка фиксируются любые упоминания о наличии в домах кенозёр росписей, даже уже утраченных. Производится фотофиксация сохранившихся в деревнях интерьерных и экстерьерных живописных свидетельств.


Кенозерские прялки. Фото В. Тоботраса

«Стоит отметить, что все кенозёры, с кем нам удалось поговорить, вспоминают, что раньше росписей было много. Но сейчас увидеть расписную мебель в интерьере — большая удача. Иногда встречаются отдельные предметы мебели: шкафы, киоты, причём зачастую перевезённые из других домов или даже деревень, в очень редких случаях — расписные заборки. Подобную мебель в 1960 — 1980-х годах беспощадно ломали, выбрасывали или закрашивали, так как она перестала отвечать изменившимся вкусам нового поколения, и на многих шкафах под толстым слоем коричневой или голубой краски можно лишь угадать следы былой красоты: розаны и яблоки. Мы очень радуемся, когда появляется информация об изображениях львов, ещё полвека назад широко распространённых в Кенозерье. К счастью, в музейном фонде Парка собрана хорошая коллекция расписных предметов, которые и станут главными героями будущей экспозиции. И эта дверь, полностью соответствующая названию будущей экспозиции “Львы и розы”, после реставрации займёт в ней самое достойное место», — подчеркнула Анна Анциферова, главный хранитель музейных фондов.

Реставрация львов и роз — чудесное преображение предметов

Этим летом над подготовкой к экспонированию ценнейших музейных предметов трудились реставраторы из Санкт-Петербурга. Художниками–реставраторами III категории Алексеем Купцовым, сотрудником Музея истории религии, и Александром Раздобурдиным, специалистом ООО «Петрорестком», отреставрировано свыше 50 расписных предметов: 29 прялок, две двери, подшивка свесов кровли дома, пять сундуков, одна божница, детали буфета, двухсторонняя заборка, две корзинки. Помогали реставраторам студентки реставрационного отделения Санкт-Петербургского художественного училища имени Рериха Анна Семашко и Екатерина Миланчик. Среди множества различных цветов, украшающих расписную коллекцию Парка, реставраторам удалось «вернуть к жизни» и одного льва, написанного когда-то на двери одного из домов деревни Кривцово.


Екатерина Миланчик тонирует прялку. Фото из архива Прака

«Все будущие экспонаты музея “Львы и розы”, которым сейчас уже больше 100 лет, находились в аварийном состоянии: резьба на прялках заполнилась спрессовавшейся плотной грязью, на всех предметах имелись потёртости, шелушения и утраты красочного слоя, сквозные трещины и поздние записи. Работа проделана огромная. За неделю реставраторам удалось убрать поверхностные загрязнения, произвести склейки трещин, убрать старые ненужные гвозди, укрепить красочный слой, выполнить тонировки в местах утрат и потёртостей красочного слоя», — рассказала Анна Анциферова.



23.04.2018

В Суздале завершилась реставрация музейных предметов из Кенозерья

Читать далее
12.07.2018

Летняя смена «Друзья для друзей» нуждается в поддержке

Читать далее
16.03.2020

Одна из древнейших стоянок первобытного человека в Архангельской области датирована в Кенозерье

Читать далее