eng

Лодки большие и маленькие: сотрудник Парка построил уменьшенную копию поморского карбаса

25.06.2020

Сотрудник Кенозерского национального парка Евгений Мазилов сделал детализированную модель карбаса XIX века. Рассказываем, как и зачем выполнялась эта кропотливая работа, с чего начинается любовь к судостроению и как она передаётся будущим поколениям.

Изготовление модели. Фото Евгения Мазилова

«Хотелось сделать не блестящую модельку, а побывавшее в море судно»

Всё началось с фотографии, сделанной в 1910 году в поморской деревне Лопшеньге членами экспедиции Русского этнографического музея. На снимке запечатлён карбас — большая рыбацкая лодка. Именно она стала главным прототипом для макета.

Карбас на фотографии отличается от современных. Это можно объяснить тем, что у него был другой функционал. Раньше на подобных судах доставляли разные грузы: почту, продукты. К карбасам прицепляли специальные лодки-садки, в которых транспортировали живую рыбу на Соловки или в Архангельск. Сейчас такая потребность отпала. Для дальних перевозок есть моторные катера, а традиционные карбасы чаще всего используют для прибрежного лова, — рассказывает Евгений Мазилов.


Карбас. Д. Лопшеньга. 1910 г. Экспедиция Л.В. Костикова. Фото А.Н. Павловича. Россйский этнографический музей

На старой фотографии отчётливо видны все элементы конструкции, но определить размеры по картинке крайне сложно. Так как сам карбас из Лопшеньги до наших дней не сохранился, понадобился ещё один образец. В музее в соседней деревне Яреньге нашлось довольно похожее зверобойное судно. С него и были сняты необходимые мерки.


Зверобойная лодка в Яреньге. Фото Евгения Мазилова

Модель лодки-садка тоже имеет реальный прототип. Оригинал находится в Северном морском музее, и по словам специалистов, это очень редкий экспонат. Садок — своеобразный прицеп, куда поморы закладывали улов. Через специальные отверстия в корпусе лодку заполняла вода, и рыба попадала в пункт назначения ещё живой.


Модель садка. Фото Евгения Мазилова

Работая над маленьким карбасом, мастер стремился повторить технику изготовления настоящего поморского судна. Модель сшита еловой вицей из еловых досок. Правда, из-за размеров — а макет ровно в десять раз меньше настоящей лодки — всё же пришлось использовать столярный клей для лучшей фиксации.

Изготовление модели. Фото Евгения Мазилова

Технология шитья восстановлена по различным музейным экспонатам. А еще сильно помог опыт мастера Алексея Рыбакова, который сам сшил несколько полноразмерных лодок, применяя такую же технологию. Все основные элементы карбаса скопированы с фото 1910 года. Например, я нашёл в лесу маленькие кокоры (часть ствола хвойного дерева с ответвлением корня), особым образом обработал их, — поделился Евгений. — Соединение кокор тоже сделано традиционным методом. И хотя я использовал современные инструменты — где-то подпиливал лобзиком, где-то прижимал пассатижами, но это лишь для удобства работы, а в целом я старался максимально приблизить процесс к историческому.


Покраска макета. Фото Евгения Мазилова

Миниатюрный карбас покрыт акриловой краской. Это имитация смолы. Казалось бы, «залить» модель чёрным цветом — дело совсем нехитрое, но и здесь были свои нюансы.

— Есть информация, что карбас смолили полностью только один раз, сразу после постройки. Потом — только с внешней стороны. Соответственно и модель выглядит снаружи часто смолённой, а внутри — как будто уже облупившейся. Хотелось сделать не блестящую модельку, а побывавшее в море судно, — объяснил создатель макета.

Работа над лодкой заняла более трёх месяцев. Теперь «младший карбас» отправится на родину своего предка — в Лопшеньгу, и станет частью экспозиции будущего музея в Визит-центре национального парка «Онежское Поморье».


Модель в деталях. Фото Евгения Мазилова


«Прадед был лучшим в округе судостроителем»

Евгений Мазилов вырос в озёрном краю — в городе Белозерске Вологодской области. Город, как можно догадаться из названия, стоит на берегу огромного Белого озера, водную гладь которого рассекают самые разнообразные суда. Однако в юношестве наш герой не интересовался лодками.

Я из семьи рыбаков. Более того, мой прадед был лучшим в округе плотником-судостроителем. Но в детстве лодки меня привлекали только тем, что на них можно покататься, а как они были сделаны, особого интереса и не было, — признаётся он.

Традиционными судами Евгений увлёкся, уже работая в национальном парке. В 2016 году на научной конференции «Кенозерские чтения» познакомился с основателем «Кижской регаты» Юрием Наумовым. После этой встречи и возникла идея лучше изучить дело прадеда. Постепенно нужным образом стали складываться обстоятельства.

В том же году под управление дирекции Кенозерского национального парка перешла ещё одна заповедная территория — Онежское Поморье. Здесь жили те самые настоящие поморы. Рыбалка и морская охота были основными видами промысла. Судоходство и судостроение — отдельным пластом поморской культуры.

Два года спустя дирекция национальных парков выиграла грант на открытие в Кенозерье «Юношеской школы плотницкого мастерства», затем в Каргопольском секторе Парка обосновалась своя регата. Вокруг стали собираться люди, которые тоже интересуются судостроением. Оказалось, в Архангельске, да и в целом на Севере, таких немало.

Теперь, когда я приезжаю на родину, мы с отцом садимся и начинаем чертить, вспоминать, какие лодки были раньше, как на них ходили земляки-белозёры. Наверное, если бы он мне всё это рассказывал, пока я был ребёнком, я бы не понял: ну лодки и лодки, что в них такого? А сейчас мне интересна каждая деталь: от заготовки материала до спуска на воду готового деревянного судна — дополняет Евгений.


Регата в Кенозерском национальном парке. Фото Евгения Мазилова

«Хочется строить большие лодки и большие корабли» 

Как говорит сам Евгений Мазилов, карбас — его первый серьёзный макет — сделанный почти с научным подходом. Но до этого мастер уже делал модели попроще, например, как для плотницкой школы Кенозерья. В этой школе подростки учатся строить традиционные лодки, и не в миниатюре, а полноразмерные.

Мне, как, наверное, и любому мужчине, которому интересно деревянное судостроение, хочется строить большие лодки и большие корабли, — рассказывает герой. — Мы с ребятами из «Юношеской плотницкой школы» уже построили несколько настоящих лодок. 

Строительство лодки. Фото Константина Кокошкина

Курсы проходят в деревне Морщихинской. Местные мальчишки охотно отозвались на предложение поучаствовать в возрождении народного ремесла. Сейчас на постоянной основе занимаются четыре старшеклассника — те, кто живёт в заповедной деревне или приезжает туда на лето. Планируется принять ещё как минимум двух новых учеников. 

В прошлом году юные лодочники с «лекшмозеркой» собственного изготовления отправились в Карелию на «Кижскую регату». Они смогли завоевать второе место в конкурсе судостроителей и серебро в гонках на традиционных лодках.

Материал для следующей большой лодки уже заготовлен. Строительство должно развернуться этим летом. В этот раз юноши будут шить не на современный манер — гвоздями, а по традиции — еловой вицей.