eng

Какая связь может быть у точных наук и экологических проблем?

05.12.2018

Методисты Лопшеньгского школьного лесничества национального парка «Онежское Поморье» провели бизнес-игру для школьников из 5-8 классов. Ребята узнали, как организовать своё хозяйство, чтобы получать от природы всё, что нужно, и не наносить вреда окружающей среде.


Бизнес-игра в Лопшеньгской школе. Фото Эльвиры Федотовой


В Лопшеньгской школе прошла декада математики и физики. Один день был посвящён вопросам экологии. Ребята разбирались, какая связь может быть у точных наук и экологических проблем. Совместно учителем физики Ольгой Майзеровой и методистом экологического просвещения Парка Эльвирой Федотовой для ребят 5-8 классов организовано занятие на тему «Сохранение редких видов» в рамках общероссийского просветительского проекта.



Декада физики и математики в Лопшеньгской школе с Ольгой Майзеровой. Фото Эльвиры Федотовой


На первый взгляд, ничего общего с математикой здесь нет. Поначалу ребята тоже так подумали. В первой части урока они прослушали презентацию о редких видах животных России. Из презентации они познакомились с такими понятиями (а кто-то освежил в памяти) как: трофические цепи, биоразнообразие, Красная книга. Так, в качестве примера ребятам было предложено вставить пропущенные звенья из предложенных в пищевую цепь. А затем им нужно было составить список того, что получает человек от природы. 

Далее на примере животных и растений (сайгак, дальневосточный аист, белый медведь, женьшень и др.) ученики разбирались как прямо (браконьерство, вырубка лесов, сбор растений) или косвенно (нарушение мест обитания, загрязнение среды обитания) человек пагубно воздействует на природу, вместо того, чтобы её сохранять.

И чтобы разобраться в том, как людям организовать своё хозяйство, чтобы и получать от природы всё, что нужно, и в будущем не вкладывать средства в получение того, что сейчас достаётся бесплатно, ребята сыграли в игру. 

Разделившись на две команды «Золотая корова» и «Алмаз», они стали самостоятельным альянсом компаний. В управлении у каждого альянса есть земля с предприятиями, фирмами, городом и его жителями. Всё это находится рядом с определенной природной территорией. Задача каждого альянса заключается в умелом управлении этими объектами, чтобы по окончании срока их бизнес получил максимальную прибыль, но при этом природная среда осталась благоприятной для людей.



Команда «Алмаз». Фото Дарьи Федотовой

  

Вот тут и пригодилась математика, ребята должны были просчитать все плюсы и минусы своего управления. Например, в задании «Завод» они должны были решить, стоит ли переоснащать его и в какое время это сделать, чтобы получить максимальную выручку и не навредить природе. Также ребята разбирались с вырубкой леса, выдачей путёвок на охоту, переработкой, вывозом мусора, сбором ягод. По итогам игры большую прибыль получил и нанёс меньший вред природе альянс «Алмаз». У ребят из этой команды получилось найти оптимальный баланс. Также по итогам игры ребята пришли к выводу, что самоподдержание природной системы намного выгодней и разумней. Но для этого в природе должны быть все элементы, как можно больше животных и растений. И главная задача для людей — это сохранить видовое разнообразие.



Юные предприниматели с готовой экологической продукцией. Фото Ольги Майзеровой

В конце занятия каждый из детей собрал карманную книжечку с информацией о том, какие действия может предпринимать каждый человек, чтобы сохранить редкие виды животных и растений.