eng

Евгений Мазилов: Фольклор – это не только традиции и память, но и перспективы

12.10.2017

В настоящее время на территории Кенозерского национального парка и национального парка «Онежское Поморье» поют и пляшут пять музыкальных коллективов. Четыре из них — фольклорные коллективы «Зазнобушки» (Вершинино) и «Кенозёрочка» (Усть-Поча), народный коллектив «Северяночка» (Поча) и фольклорный ансамбль «Любо-дорого» (Морщихинская) — расположены в Кенозерье, а пятый, самый молодой из них, основанный в этом году, «Лопшеньско дивованьё», базируется в Лопшеньге, что на берегу Белого моря. Мы поговорили с их «наставником» — Евгением Мазиловым, главным специалистом по формированию турпродуктов на основе традиционной культуры и выяснили, как строится работа в коллективах, где и перед кем они выступают, чем они помогают Парку.

Фольклорные коллективы из Кенозерья. Фото Дмитрия Бастета

Евгений, почему ты называешь себя наставником?

Я не руковожу деятельностью коллективов, не составляю программы выступлений. Я лишь даю их участникам советы и рекомендации, провожу с ними занятия по традиционной хореографии, исполнению, помогаю с репертуаром, его расшифровкой.

Евгений Мазилов. Фото из личного архива

И давно ли ты занимаешься наставничеством?

Более двух лет — с тех пор как официально трудоустроился в Парк.

До того момента тебе доводилось заниматься подобной работой?

Да, еще будучи сотрудником Архитектурно-этнографического музея Вологодской области я неоднократно приезжал по приглашению Парка для методической и практической работы с фольклорными коллективами. 

Фольклорный коллектив "Кенозёрочка". Фото из архива Парка

Тогда работа отличалась от той, что ты занимаешься сейчас?

Тогда я давал участникам коллективов азы выступлений. В тот момент люди не представляли, что такое методика работы фольклорного коллектива. Тогда, совместно с коллегами, мы объясняли, как вести себя на сцене, как правильно распеваться, разминаться перед выступлениями. Были беседы, посвященные тому как работать со зрителями, как правильно взаимодействовать с посетителями во время живого концерта.

Откуда такие навыки?

Я учился в Вологодском музыкальном училище, после чего долгое время выступал в составе фольклорного ансамбля музея Семенково, где я и получил опыт работы с коллективом.

Народный коллектив "Северяночка". Фото из архива Парка

И как долго продолжалось твое сотрудничество «наездами»?

С коллективами Парка я работал с 2012 года. 

После того, как ты устроился на работу в Парк, что изменилось в той работе, что велась с коллективами? 

Началась более серьезная методическая работа — конкретный подход к конкретным темам. Объясню на примере. Берем отдельный праздник — Иванов день. Под него подбирается определенный материал, соответствующий тематике летнего праздника. Его может быть не очень много, но мы всегда стараемся обращаться к местным традициям — тому материалу, который был записан на территории Парка в разные годы. И, подобрав ту или иную песню, начинаешь уже более тонко работать с певческой традицией, диалектом, говором.

"Зазнобушки" с гостями Парка. Фото из архива Парка

Приходится учитывать даже такие тонкости?

Да, конечно, ведь диалект это одна из основ культуры. Я испытывал определенные затруднения, работая с местными наречиями. Опять же, пример — лекшмозерский диалект. Я, как уроженец Вологодский области, слышу, что он от вологодского отличается, даже несмотря на то, что оба диалекты — северные. Пришлось к нему привыкать, немного переучиваться. На данный момент, считаю, что я его практически освоил. Могу уже что-нибудь «побаять» на местном наречии.

Так, тем что ты освоил новый диалект, ты похвастался. А что можно сказать про успехи фольклорных коллективов?

За два года их участники выросли в профессиональном плане — стали более открытыми для слушателей, программы их выступлений стали насыщеннее, интереснее. Мы ушли от традиционных концертов «по стойке смирно» к интерактивным выступлениям, когда зритель на некоторое время сам становится участником фольклорного ансамбля.

Работа с гостями Парка. Фото из архива Парка

Кроме того, к фольклору стали тянуться дети. Если раньше они стеснялись, то теперь — стремятся изучать свою культуру, транслировать ее посредством участия в концертах и поездках. Когда я пришел в «Любо-дорого», там было десять женщин. Сейчас же — более 20 человек, среди которых юные парни и девушки, даже дошколята. Что касается «Кенозёрочки», то туда «молодой кровью» влились пятеро школьников — два парня и три девчонки. Это важно еще и по той причине, что традиции и культура живы только тогда, когда они передаются из поколения в поколение. Сейчас этот процесс передачи налажен, что, безусловно, очень ценно для Парка.

Подрастающее поколение. Фото из архива Парка


А что насчет опыта выступлений?


На сегодняшний день важным достижением для «Любо-Дорого» я считаю участие в межрегиональном фольклорном фестивале-конкурсе имени Антонины Колотиловой, организатором которого выступает Государственный Академический Северный русский народный хор. На тот момент, 2 года назад, цели победить не было. Мы хотели показать себя, заявить, что такой коллектив есть и он довольно перспективный. 

"Любо-дорого" на конкурсе имени Антонины Колотиловой. Фото из архива Парка

Организаторы конкурса отметили нас, вручили благодарность. Этот момент стал важной частью становления коллектива, тем успехом, благодаря которому в ансамбль стали приходить новички. Да и выступление на большой сцене АГКЦ для людей, которые выступали до этого только в сельских клубах, осталось очень ярким впечатлением. 

Другие коллективы являются постоянными участниками не только традиционных праздников на территории Парка — Масленицы, Иванова дня, Успенской ярмарки, но и довольно часто выезжают за его пределы. В 2015 году Елизавета Нечаева-Аникиева из «Кенозёрочки» представляла родной край на фольклорном фестивале в станице Азовской Краснодарского края. В феврале этого года «Любо-дорого» открывали именную аудиторию Кенозерского национального парка в Интеллектуальном центре — научной библиотеке САФУ.

Елизавета Нечаева-Аникиева на Кубанской земле. Фото из архива Парка 

Что можешь рассказать про совсем свежие мероприятия?

Большим событием в творческой жизни «Любо-дорого» стала поездка в сентябре этого года в Словакию на фольклорный фестиваль «Территория вдохновения» в деревне Гановце, где мы успешно презентовали традиционный северный фольклор на «полях» южнославянских традиций. 

"Любо-дорого" в Словакии. Фото из архива Парка

Это путешествие дало возможность жителям Морщихинской еще и познакомиться с тем, как в Европе организован сельский туризм. Очень наглядным стало посещение предместья города Попрад, где делегация из Кенозерья посмотрела на то, как местные жители облагораживают территорию, чем завлекают туристов, как организована работа по обучению детей езде на лошадях и многое другое. Это был, безусловно, интересный и полезный опыт.

Какую помощь Парк оказывает фольклорным коллективам? 

В первую очередь, Парк с завидным постоянством отправляет меня в командировки для репетиций и встреч с их участниками (смеется — прим. автора). Если серьезно, то деятельность Парка, направленная на привлечение туристов, дает фольклорным коллективам аудиторию, перед которой они выступают. А эти этнографические программы являются еще и дополнительным средством заработка для участников ансамблей. Помимо этого, Парк участвует в их деятельности финансово. В прошлом году всем коллективам была приобретена профессиональная концертная обувь. Парк также помогает в покупке тканей для пошива костюмов, специальной аудио аппаратуры, предоставляет транспорт для выездных концертов, делится собранным фольклорным материалом.

Ведь можно сказать, что Парк помогает коллективам материально, а те Парку — духовно, сохраняя культуру территории, ее северный шарм?  

Да, люди сохраняют свои традиции, транслируют их. Они помогают Парку и тем, что представляют его на различных мероприятиях, выступают перед высокопоставленными гостями и друзьями Парка. Местные жители встречали в старинных кенозерских традициях министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, губернатора Архангельской области Игоря Орлова, представителей ЮНЕСКО.

Встреча Хан Чунли, руководителя Отдела экологии и наук о земле, секретаря программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера". Фото из архива Парка

Как дела с фольклором обстоят в «Онежском Поморье»? 

Насколько я знаю, до этого года на территории национального парка не было официальных фольклорных коллективов, работающих с гостями Онежского полуострова. Но недавно жители Лопшеньги в рамках проекта «10 шагов к успешному проекту» посетили Кенозерье и остались под большим впечатлением от увиденных выступлений. Решили перенести этот опыт на себя, организовали местных жителей в ансамбль «Лопшеньско дивованьё», начали творить.

"Лопшеньско дивованьё". Фото из архива Парка

Каким образом ты задействован в этом начинании?

Я сразу подключился к работе в методическом и репетиционном плане. Парк организовал выезд в Институт русской литературы и искусства РАН (Санкт-Петербург), где хранятся десятки аудиомагнитных пленок из фольклорно-этнографических экспедиций на Онежский полуостров в 70-80-х годах прошлого столетия. По реестрам этих пленок мы выявили сотни аутентичных записей, собранных в деревнях Онежского полуострова — Уне, Лопшеньге, Пертоминске, Летней Золотице, Пурнеме, Лямце и других. Исходя из этого, совместно с «Лопшеньским дивованьём» мы начали работу над подбором репертуара. Кроме того, провели несколько репетиций, разучили уже пару поморских песен. Сейчас коллектив работает над пошивом традиционных поморских костюмов. В этом им тоже финансово помогает Парк. На публике девушки дебютировали в августе, на II Литературных чтениях «Поедемте в Лопшеньгу» памяти писателя Юрия Казакова.

Я видел фото коллектива и там только представительницы прекрасного пола. Как и в кенозерских ансамблях. А где же мужчины?

Несмотря на то, что записей мужского фольклора с данных территорий достаточно, с мужчинами на сцене дела обстоят пока не так хорошо, как хотелось бы.

Конечно, почти в каждом коллективе есть непостоянные участники-мужчины. Например, в «Любо-дорого» есть замечательный Василий Александрович Попов, который не частый гость на выступлениях, но активно помогает на крупных мероприятиях. Он большой мастер фольклорно-этнографических постановок.

В деревне Вершинино «Зазнобушкам» в качестве гармониста нередко помогает всем известный Алексей Тряпицин. У «Северяночки» тоже есть свой гармонист.

Конечно, хотелось бы более активного участия местных мужчин в сохранении богатых мужских фольклорных традиций Кенозерья. Всем известно, что не так давно, в Парке открылся музей эпического наследия, в котором собран богатейший материал по северному эпосу. Здесь и былины, старины, исторические песни. Все это испокон веков больше исполнялось мужчинами. 

Кроме того, если вернуться к посещению ИРЛИ РАН, то среди обнаруженных записей было очень много мужского фольклора из Уны, Луды, Яреньги и Лопшеньги. Хотелось бы, чтобы мужчины не отсиживались за женскими спинами, а активно включались в деятельность фольклорных коллективов. Тем более, есть с чем работать.

И завершающий вопрос. Какие у коллективов «планы» на ближайшее будущее?

Продолжать радовать гостей Парка своими выступлениями. Традиционно, в зимний сезон ансамбли примут участие в праздновании Васильева дня, проведении рождественских святок, вечерухах. Чуть позже их будет ждать Масленица.

Масленичные гуляния в Кенозерье. Фото из архива Парка

Если говорить о чем-то более глобальном, то у меня есть мечта — организовать фестиваль фольклорных коллективов Кенозерья и «Онежского Поморья». Дело в том, что их участникам порой не хватает времени пообщаться между собой, обменяться творческим опытом, идеями. Фестиваль стал бы идеальной площадкой для такого рода контактов. Тем более, сами коллективы были бы ему очень рады, их представители не раз говорили об этом. Мероприятие дало бы и новый толчок их развитию. Я вижу это как тематический фестиваль-конкурс, где мы могли бы определить победителя, вручить ему кубок и мотивировать «проигравших» его «отбить».