Макарьевская Хергозерская мужская пустынь

27.04.2017

Макарьевская Хергозерская мужская пустынь

Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский 


Крупнейшим религиозным центром Лекшмозерья была Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, основанная в 1630-е годы монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Обитель посвящена преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, устроителю Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря на берегу реки Волги. После разорения монастыря монголо-татарами в 1439 году, Макарий ушел в костромские земли, где основал на реке Унже новую обитель. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой скончался в 1444 году. 

Геометрический план упраздненной Макарьевской Хергозерской пустыни. 1886 год. Из Государственного архива Архангельской области


О возникновении Макарьевской Хергозерской пустыни сохранились местные легенды: «Святой Макарий Унженский – нижегородского монастыря монах, и считается, что он был проходом здесь, шел на Соловки... ему эти места понравились, и по его настоянию был основан здесь монастырь». Ещё одна версия возникновения пустыни связана с чудесным явлением иконы преподобного Макария на берегу Хергозера.
Пустынь располагалась на полуострове, омываемом водами Хергозера. Однако сохранились устные истории о том, что ранее пустынь находилась на острове, а перешеек, соединяющий обитель с материковой частью, имеет искусственное происхождение.

Введенская и Троицкая церкви на берегу Хергозера. 1960-е годы. Из семейного архива Н.Я. Ушакова



Архитектурный облик монастыря 

В 1653 году была построена и освящена деревянная церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Через пять лет воздвигнут и освящён деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей Московских. В 1769 году числились только Троицкая церковь и Введенская с приделами во имя Николая Чудотворца, в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и во имя Александра Свирского. В 1782–1790 годах на месте сгоревшей Введенской церкви был построен теплый одноглавый каменный Введенский храм с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1857 году деревянный Троицкий храм сгорел «со всею утварью и иконами» и в 1865–1872 годах был построен новый пятиглавый каменный собор во имя Св. Животворящей Троицы, в котором помимо главного – Троицкого – было еще два престола: справа – во имя Св. мучеников Бориса и Глеба, слева – во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского. С южной стороны от храма была поставлена каменная восьмиугольная колокольня высотой не более 17 метров. Южнее храмов, под большим деревянным навесом находился деревянный крест. На рубеже XIX–XX веков строения Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», сдававшиеся за плату паломникам. За монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика. 

Троицкая и Введенская церкви Макарьевского Хергозерского монастыря. 1958 год. Фото А.Н. Померанцева. Из архива ВХНРЦ им. ак. И.Э. Грабаря



Традиции почитания
преподобного Макария Желтоводского и Унженского в Лекшмозерье 


В Хергозерской пустыни хранилась чудотворная икона Макария Желтоводского и Унженского, о чудесах которой было составлено специальное произведение – «Сказание о преславных чудесех чудотворнаго образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, в Каргопольских пределех, в Хергозерской пустыни обретающегося», в котором были описаны исцеления от болезней и события, связанные с хозяйственной жизнью населения: Макарий посылал дождь во время засухи, заповедовал больным пить целебную воду из Хергозера, лечиться растущей по его берегам травой, посылал навстречу богомольцам лошадь.  

Иконостас Троицкой церкви. 1958 год. Фото А.Н. Померанцева. Из архива ВХНРЦ им. ак. И.Э Грабаря



Несмотря на упразднение в 1764 году и преобразование в Хергозерский приход, пустынь и в XIX веке сохраняла статус духовно-религиозного центра. В Каргополье преподобный Макарий Унженский и Желтоводский был одним из самых почитаемых святых. Из всех окружавших обитель деревень были проложены дороги или тропинки. «Макарьев» день (25 июля) – был одним из самых значимых праздников Каргополья. В этот день в Хергозерском приходе традиционно собиралась знаменитая Макарьевская ярмарка. Паломники несли «Макарию» различные приношения, включая скот, деньги от продажи которого шли на обустройство церквей. С целью душевного и телесного очищения верующие оползали святое озеро Херго на коленях. В монастырь пригоняли домашних животных, чтобы искупать их в Хергозере. Последний подвижник Макария – «Филюшки с Почозера» (Филипп Антонович Ликотов), в середине XX века в «Макарьев день» принимал «заветы» и ходил к «дальнему Макарию». 

Троицкий храм на берегу Хергозера. 2008 год. Фото Н. Ушакова



Возрождение святой обители 


Стараниями Николая Яковлевича Ушакова, внука священника Хергозерского прихода Дмитрия Лебедева и отца Виктора Пантина, при поддержке Кенозерского национального парка и многих благотворителей возрождается Макарьевская обитель. Вновь проходят православные службы в Троицком храме, возрождаются традиции паломничества из Санкт-Петербурга, Архангельска, Каргополя, Няндомы. Монастырь, основанный в XVII веке, продолжает оставаться духовным центром территории. 

Паломники. 2008 год. Фото Н. Ушакова


Путь паломников к святому озеру Херго труден, отделен «Макарий» (местное название) от окрестных поселений труднодоступными заболоченными водоразделами. Толкование названия болот устойчиво сохраняется местными жителями: «Гладкое болото – оно очень ровное, ни кочек, ничего нет. А перед Гладким – Ледяное. Вода там ледяная. За кормовой базой есть Великий Мох. Очень большое, огромное. А внутри его – Внутренний Мох – сухое болото, морошечное. Там еще в той же стороне Соколья Гладь и Топорья Гладь. Тоже ровное, глубокое, глубже 2 м., засасывает. Грязное болото – сырое оно, плохо по нему ходить».

Служба в Свято-Троицкой церкви. 2008 год. Фото Н.Ушакова


27.04.2017

Монастыри Кенозерья

Читать далее
27.04.2017

Кирилло-Челмогорский монастырь

Читать далее
27.04.2017

Наглимозерская (Аглимозерская) пустынь

Читать далее