Промышленная архитектура Кенозерья

01.05.2017

Промышленная архитектура Кенозерья

Мельницы 


Письменные источники свидетельствуют о широком распространении мельниц в России. В XIX веке существовали мельницы разных форм собственности: мирские (принадлежавшие общине), казенные (государственные), монастырские. Водяные мельницы фиксируются документально с XIII века, но исследователи предполагают и более раннее их бытование. Примерно с XVII века распространяются ветряные мельницы (устраивавшиеся, как правило, крупными владельцами: монастырями, помещиками, казною). Помол на них более скор и тонок, отходов меньше, нет вынужденного перерыва в период ледостава (особенно длительного на Севере). Поэтому в XVII — XIX веков ветряные мельницы постепенно вытесняют водяные. Наряду с этим продолжали существовать и водяные мельницы, которые под силу было построить крепкому домохозяину или нескольким крестьянам в складчину.

В большинстве районов Русского Севера преобладали ветряные мельницы. Территория Кенозерья уникальна тем, что в XIX веке здесь существовало более 50 водяных мельниц. 

Расположение кузниц на территории Кенозерья



Строили мельницы обычно всей деревней. Место для строительства выбиралось тщательно с учетом множества факторов: удаленность от деревни, удобные подъездные пути. Но главным фактором, конечно, была возможность использовать силу воды: резкий перепад уровня в озерах или бурное течение рек и родников. К строительству плотины приступали зимой. В заранее выбранном месте вырубали прорубь, к ней на санях свозили валуны и сваливали их до образования запруды. Плотину делали из бревен и камней. В плотине имелся ставень, который поднимался через ворот и пропускал воду на мельницу. Вода от плотины на водяные колеса подавалась по деревянным желобам в нижнее отделение мельницы. На мельнице располагались два горизонтальных деревянных вала. Один вал предназначался для жернова, другой – для ступы с пестами. На втором ярусе устанавливали нижний жернов «мертвяк» на полу и «вершник», который приводится в движение металлическим валом, через кованую «жабку», врезанную в нижнюю центральную часть жернова. Отверстие в нижнем жернове, через которое проходил металлический вал к верхнему жернову, называлось «куржевина» Над верхним жерновом укрепляли долбленную обычно из осины «курушку» – небольшую воронку с горлышком, направленным в отверстие в центре верхнего жернова. «Курушка» подвешивалась к раме, на которую устанавливался короб. На верхней поверхности жернова («вершника») рядом с «курушкой» располагали «бегунок» – деревянную клюшку. Когда верхний жернов крутился, то «бегунок» периодически ударял по «курушке» и зерно равномерно текло на жернова. 

Мельница наливная, верхобойка


В Кенозерье мельницы были двухпоставные, из двух поставов. Называлось «две работы» – одна мелет, другая толкёт. В ступы засыпали зерно с шелухой, а если привозили очищенный от шелухи ячмень, не надо было его «ровгать» в ступах, а сразу отправляли на «молотье». Проверяли готовую муку так: «припадат» мука к пальцам или не «припадат».
Мельник на каждой мельнице был обязательно свой, он постоянно следил за уровнем воды в запруде. Во время паводка или в то время, когда мельница не действовала, вода отводилась от мельницы вторым руслом. Во время работы мельницы, особенно осенью и зимой, мельник жил на мельнице в избушке месяцами. В это время мельница работала практически круглосуточно. Иногда собиралась очередь помельщиков до десяти и более человек в сутки. Расчеты с мельником за помол традиционно производились зерном: платили долю (гарнец, гарцы). У мельника был деревянный черпачок. Сколько мешков муки намололи, столько черпачков муки мельник брал за работу. Кроме того, с мельником рассчитывались продуктами, кормили его и угощали. «Вот я если ехал на мельницу, привезу «сущика», чаем пою и рыбник привезу, ну и мучонки ему само собой», – вспоминает Юрий Васильевич Макаров из д. Орлово. 


Кузницы

Техника кузнечного ремесла известна с глубокой древности. К началу XVI века кузнечное дело было распространено по всей территории Древнерусского государства. На Севере России крупным металлообрабатывающим районом являлось Карельское Поморье, Заонежье, Олонецкие земли, в состав которых входило Кенозерье. 


Деревенских кузниц на рубеже XIX – XX веков на территории Кенозерья насчитывалось более 30. Развитие кузнечного ремесла определялось потребностями крестьян в металлических изделиях. В кенозерских кузницах изготовляли самые разнообразные предметы, необходимые в хозяйстве. Кузнецы ковали сельскохозяйственные орудия: косы, серпы, топоры, вилы, лопаты, сошники; промысловые орудия: капканы, остроги, крючки, багры, пешни; предметы бытового назначения: кочерги, ухваты для чугунков, противни, заслонки, самоварные трубы, светцы, дверные ручки и навесы, замки, решетки для окон, кронштейны для навесов в амбарах, домах, часовнях и храмах. 

Расположение кузниц на территории Кенозерья


По воспоминаниям старожилов, в Кенозерье в первой половине XX века еще работало более 30 кузнецов, самыми мастеровыми кузнецами считались Гусевы Иван Андреевич и Иван Софонович из Челмы. Челма – это куст деревень, расположенных на холмистой местности у пролива, соединяющего озеро Свиное и озеро Долгое. Деревню Протасова гора, где жили в четырех домах только Гусевы, назвали «Гусева» по имени известных кузнецов. Для выполнения важных кузнечных работ мастеров Гусевых приглашали в кузницы соседних деревень: Немята, Захарово, Вершинино. Известно, что Гусев Иван Софонович владел ремеслом изготовления ботал (особых колокольчиков для домашних животных). Каждый кузнец имел и тщательно берёг свои секреты. Обычно они передавались в семье от отца к сыну. 

Кузница в д. Семеново. Фото М. Кулешовой

Развитию экономических связей, товарообмену между Кенозерьем и населёнными пунктами сопредельных территорий способствовала разветвлённая система дорог, проходившая через Кенозеро. Основным средством передвижения в XVIII – первой половине XX века был гужевой транспорт. Деятельность кузнеца часто была связана с дорогой: нужно было править колёса, чинить повозки и телеги, ковать лошадей. Это определяло строительство кузниц в деревнях, расположенных вблизи Пудожского тракта.

Во второй половине XX века в связи с развитием промышленного производства потребность в деревенских кузницах постепенно исчезает, и кузнечный промысел утрачивает свое былое значение.