Часовня во имя Введения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи, 1805 г.

15.02.2017

Часовня во имя Введения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи, 1805 г.

Рыжково – одно из крупнейших селений Кенозерья, расположено в шести километрах от деревни Вершинино, на восточном берегу залива Шуйлахта при озере Свиное. В XIX веке количество крестьянских дворов выросло от четырнадцати до двадцати пяти (1). В 1805 году на краю деревни, на границе с общинными полями и лугами, была построена часовня. Рыжковские крестьяне возводили часовню сообща «при случае в их деревне неурожая хлеба и скотского падежа» (2). Посвятили ее двум церковным праздникам – Введению Богородицы во храм и Рождеству Иоанна Предтечи, которые 21 ноября и 24 июня (по старому стилю) отмечались богослужениями и деревенскими гуляньями.

Введенская часовня относится к наиболее распространённому типу кенозерских часовен: клеть с открытой западной папертью на подклете, перекрытые общей двухскатной крышей самцово-слеговой конструкции. В начале XX века фасады и интерьеры здания вместе с папертью и крыльцом гладко обшили тесом «в ножовку» и покрасили. Под обшивку опилили выпуски бревен на углах сруба и закрыли их вертикально лопатками, декорированными филенками. Сдвоенные, смещенные к восточной стене окна на северном и южном фасадах были расширены. Новые окна появились на обшивке по сторонам паперти. Все окна обрамлены профилированными наличниками. Такие же наличники на косяках распашных филенчатых дверей паперти. Венчающий карниз часовни декорирован накладными «сухариками», покрашенными зеленой краской. На причелинах, подшивке залобника, карниза, дверей, лопаток сохранились следы полихромной окраски в красный, голубой, синий и желтый цвета.

В советское время часовня использовалась как зернохранилище. На дверях сохранились хозяйственные надписи карандашом (начало 1940-х годов).

Существующий вид часовня приобрела после реставрационных работ в 2004-2005 годах, проведенных специалистами ООО «Поморская плотницкая школа» под руководством архитектора А.В. Антонова. В ходе реставрации была раскрыта первоначальная паперть, воссозданы утраченные элементы ограждения и крытое крыльцо. Стойки сделаны в виде круглых колонн, подпирающих залобник паперти. Обшивка фасадов молитвенного помещения и на фронтоне паперти была сохранена. По следам, обнаруженным при исследовании памятника, и по аналогичным элементам кенозерских часовен над папертью воссоздана рубленная «в лапу» шестигранная звонница и установлена главка с крестом. Главка обита лемехом. Звонница перекрыта шатром с широкими полицами.

Размеры в плане: 11,8×5,6 м 


Расписное «небо» в часовне во имя Введения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи деревни Рыжково


Время создания: конец XIX века.

16-гранный комплекс с изображением апостолов и евангелистов, а также храмовых праздников.

Сохранилось полностью.

Дерево, грунт, масло.

Размер четверика «в свету»: 467X634 см.

Посвящение часовни двум важным церковным праздникам обусловило включение в программу росписи потолка двух сюжетов: Введения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Они изображены на двух гранях, обрамляющих традиционную композицию «Распятие с предстоящими святыми» и направленных к восточной стороне. Трехъярусный иконостас и обращенные к нему грани «неба» образуют композицию, в которой воплощен главный идейный и молитвенный смысл живописного убранства храма.

Следует отметить необычную деталь. Вопреки установленной структуре русского иконостаса, предусматривающей присутствие в местном ряду икон с храмовыми сюжетами, на положенных местах их нет. Они перенесены на «небо», которое воспринимается как продолжение иконостаса.

Живопись «неба» восходит к концу XIX века. Традиционный центральный медальон отсутствует, вместо него – круглая деревянная пластина с декоративным свесом, на которую опираются радиальные балки.

На одиннадцати гранях «неба» в Рыжкове изображены апостолы (отсутствует изображение Симона Кананита), причем евангелистам отведены традиционные угловые радиальные грани. Святые изображены в рост, с книгами и свернутыми свитками, у Павла в руке меч, у Петра – ключ. В верхней части каждой грани – херувим. Фон на гранях от светло-розового в верхней части до голубого и синего с разводами в центральной части. Распятие на семиконечном кресте изображено на синем фоне; в нижней части – постройки города Иерусалима. Под крестом – голова Адама. В верхней части – Господь Саваоф, благословляющий двумя руками.

Фигуры святых представлены на фоне пейзажа с холмами, растительностью и рассыпанными камнями. Каждая грань построена по законам прямой перспективы, что обуславливает наличие переднего и заднего планов, глубины, воздушной среды. Апостолы, как античные патриции, одеты в хитоны и гиматии с широкими, красиво ниспадающими классицистическими складками. Богатая палитра строится на многочисленных цветовых нюансах. Все это свидетельствует о знании приемов профессиональной академической живописи.

 

 

1 НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 52/20, л. 256 об., 1946 г.; Ф. 501, оп. 1, д. 1/8, л. 12 об., 1890 г.

2 НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 14/15, л. 5, 1805 г.

 

Литература:

Кенозерский национальный парк: Краткий путеводитель. Архангельск, 2004, с.69-71.

Кольцова Т.М. Росписи «неба» в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993, с. 76-83.