eng

Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, 1846 — 1874 гг.

Деревня расположена на узком перешейке, отделяющем озеро Свиное от устья реки Почи, на расстоянии восьми километров от деревни Вершинино. Усть-Поча входила в число крупных селений Кенозерья. В сороковых годах XIX века деревня состояла из семнадцати крестьянских дворов. На окраине её, на возвышении, стояла старая часовня Николая Чудотворца, времени постройки которой никто не помнил. (1). До середины XIX века Никольская часовня была приписана к Кенозерским церквям, позже её причислили к Почезерскому приходу. (2).

Архитектор-реставратор А.В. Ополовников, обследовавший памятник в 1943 году, высказал предположение, что «часовня была построена не позднее первой четверти XIX века». (3). 

В наши дни часовня почти не выделяется среди обступившей её поздней хозяйственной застройки. Только скромная главка с крестом да несколько сосен у восточного фасада указывают на культовое назначение здания. 

Первоначально прямоугольный в плане объём здания включал рубленный «в обло» пятистенок молитвенного помещения с притвором и открытую западную паперть под общей двухскатной крышей самцово-слеговой конструкции. Венчала крышу небольшая главка, крытая лемехом. Пол паперти был устроен на консольных выпусках низкого подклета часовни. Ко времени постройки памятника относятся следы на слегах крыши от куриц, державших потоки. Внутренние стены часовни были вытесаны «в круглый угол». Сдвоенные трёхкосящатые окна на боковых стенах освещали помещение. Особой художественной выразительностью отличалась входная часть часовни. Скульптурная пластика соединённых «в ус» с заплечиками широких дверных колод, усиленная тонкой перспективной резьбой в виде килевидной арки, превратила дверной проём в портал. Резные стойки, поддерживающие залобник паперти, предшествовали порталу. Они декорированы резными гранёными балясинами с рельефными тройными перевязками и тонкими подрезками.

В последней четверти XIX века часовню перестроили. Все фасады, включая паперть и крыльцо, были обшиты «в рустик». Только вертикальные доски, закрывавшие опиленные выпуски брёвен на углах сруба, указывали на трёхчастную планировку помещений. Внутренние стены также зашили тёсом. Настелили полы из толстых плах. Молитвенное помещение расширили за счёт устройства высокого каркасного перекрытия «небом» и выпиливания восточной стены притвора. Видимо, в этот же период была устроена звонница, неясные следы которой читаются над притвором. Со слов жительницы деревни известно, что звонницу, «у которой имелись грани», снесло ветром в тридцатых годах ХХ века. (4). 

Реконструкция часовни, опубликованная А. В. Ополовниковым в 1989 году в книге «Сокровища русского Севера», раскрыла в облике постройки выдающиеся художественные достоинства и привлекла внимание специалистов к памятнику. В 1993 году ТОО «Кенозеро» под руководством архитектора В. Э. Яндовского был предложен проект реконструкции Никольской часовни, предполагающий воссоздание колокольни. В 2006 году проект реставрации памятника был разработан ООО «Наследие». Автор проекта архитектор В. В. Колтовая предложила сохранить часовню без изменений в существующем виде. В 2007–2008 годах Кенозерский национальный парк осуществил ремонтно-реставрационные работы на памятнике. В ходе этих работ уникальные резные стойки паперти часовни были заменены новыми.
Размеры в плане: 10,2*5 м; высота до главки 5,7 м.


Расписное «небо» в часовне во имя Святителя и Чудотворца Николая

Время создания: 1881 год.
Мастер: Федор Захаров Иок (1864 – после 1920).
12-гранное «небо» с изображением архангелов, евангелистов, святого Николая и сцен жития святого Николая.
Сохранилось полностью.
Дерево (сосна), клеевой грунт, масло.
 Размер четверика «в свету»: 440X509 см.

В часовне находится одно из самых сложных и уникальных по иконографии «небес» Кенозерья. Роспись не имеет прототипов и единственна в своем роде. К несомненным достоинствам относится авторская датирующая надпись, сохранившаяся в нижней части грани «Евангелист Иоанн Богослов»: «Писаны сiи небеса въ 1881 году живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ уроженцомъ Олонецком гу[бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости дер[евни] Большого Конева. Отроду 17 летъ масте[р]». Подпись иконописца была обнаружена научным сотрудником Парка М.С. Гусевой.

Благодаря характерной манере художника удалось атрибутировать еще четыре комплекса «небес» в Кенозерье и на Онеге.
Основное поле каждой из двенадцати радиальных граней занято фигурой архангела или евангелиста. В центральном круге – Новозаветная Троица. Правда, на восточной грани нет традиционного Распятия. Вместо него – святитель Николай, которому посвящена часовня. Несомненно, его образ был и в иконостасе, где хранились довольно древние иконы, восходящие к XVII веку. 

Святитель изображен на «небе» в рост, фронтально, в святительских одеждах, с благословляющей правой рукой, в левой держит Евангелие. Необычным является решение заказчиков внести на расписной свод не только фигуру святого, но и сцены из его жития. Житийный цикл состоит из семнадцати композиций, изображенных в прямоугольных клеймах в нижней части граней. 

«Небо» в часовне устроено невысоко, нижняя отметка начинается на уровне около двух с половиной метров, так что сцены жития святого максимально приближены к зрителю. Можно рассмотреть детали, прочитать сопроводительные надписи. Хронология жизни святого автором не соблюдена. Сюжеты из жизни святителя Николая произвольно перемежаются с многочисленными небесами чудесами и исцелениями. Правдиво изображены Федором Иоком как культовые, так и обиходные предметы, напоминающие о быте Русского Севера: деревянная лодка с веслом, столовые приборы, купель, хоругви и кадила священников. Несомненно, все сюжеты жития заимствованы из иконописи, но в конкретных деталях художник позволил себе самостоятельность. 

Фигуры архангелов с их атрибутами не отличаются от образов других живописных «небес» Федора Иока. Евангелисты составляют исключение: они изображены сидящеми с книгами и перьями в руках на фоне колонн, окон и драпировок. Рядом с ними изображены олицетворяющие их символы. Выразительны в своей бесхитростной трактовке телец и лев, «уютно» разместившиеся у ног евангелистов.

1 НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 52 / 20, л. 257, 1843 г.; оп. 15, д. 38 / 886, л. 254, 1846 г.
2 НАРК. Ф. 25, оп. 1, д. 54 / 37, л. 25, 1874 г.; оп. 15, д. 38 / 886, л. 253 об., 1846 г.
3 Ополовников А. В. Сокровища Русского Севера. М., 1989, с. 101–102.
4 НА ФГУ НП «Кенозерский». Ф. 1, оп. 1, д. 180.

Литература:
  Гунн Г. П. Каргопольский озёрный край. М., 1984, с. 120–121.
Ополовников А. В. Сокровища Русского Севера. М., 1989, с. 101–102.
  Кольцова Т.М. Росписи «неба» в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993, с. 83-84. 
Кенозерский национальный парк: Краткий путеводитель. Архангельск, 2004, с. 74.

Похожие разделы