eng

Часовня во имя преподобного Пахомия Кенского,1846 г.

Деревня находится на восточном берегу озера Долгое в трёх километрах от деревни Вершинино. К середине XIX века в небольшом селении имелось одиннадцать крестьянских дворов, в которых проживали девяносто человек. (1). Деревня была знаменита гончарным промыслом. «Карповскими» горшками пользовались жители всех окрестных селений. 

 В 1860-х годах упоминания о часовне исчезают из церковных отчётов, а в 1890 году появляются вновь (2). Видимо, в конце века обветшавшая часовня была перестроена или построена заново. Она посвящена местночтимому святому Пахомию Кенскому, основателю Кенского монастыря, располагавшегося приблизительно в двадцати километрах от деревни. Здание расположено в открытом поле, на возвышении возле сельской дороги. 

Прямоугольный в плане объём заключён в профилированную тесовую обшивку и перекрыт двухскатной тесовой крышей, над западной частью которой возвышается квадратная в плане двухъярусная звонница. Звонница перекрыта по четырём стойкам плоской кровлей и увенчана крестом на небольшом шатре. Ограждение между стойками в виде плоских балясин. Под свесом кровли сделан подзор, украшенный орнаментом из сквозных отверстий. В центре крыши, над коньком, поставлена чешуйчатая главка с высоким крестом. Углы здания выделены вертикальной обшивкой в виде лопаток, декорированных филёнками. Цоколь обшит тёсом горизонтально и выделен на фасадах здания отливными досками. Вход в здание, к которому ведёт открытое крыльцо в три ступеньки, расположен с южной стороны паперти. На фасадах часовни сохранились следы голубой, жёлто-зелёной и красной окраски. 

Продольно-осевая композиция постройки отражает два строительных периода в истории часовни. Первоначально здание состояло из рубленного «в обло» пятистенка, включавшего молитвенное помещение и притвор. В конце восьмидесятых годов XIX века часовню перестроили с целью увеличения площади. Для этого убрали стену, разделяющую притвор и молитвенное помещение, над которым устроили высокое каркасное перекрытие «небом». Перекрытие бывшего притвора оставили на прежнем уровне. Все внутренние стены, кроме восточной, скрытой иконостасом, обшили профилированным тёсом и покрасили. Стены, потолки, филёнки иконостаса и рама «неба» выкрашены в белый, синий, красный и голубой цвета. С запада был прирублен новый притвор со звонницей. Полы набраны из широких плах, плотно уложенных вдоль молитвенного помещения и поперёк бывшего и нового притвора. Расширенное молитвенное помещение с северной и южной сторон освещают три окна с откосами. На фасадах окна обрамлены простыми наличниками. Внутренние двери плотничной работы набраны из четырёх досок на шпонках. Наружные двухстворчатые двери столярной работы, с филёнками.

 В 1989 году памятник обмерян специалистами Института «Спецпроектреставрация» под руководством архитектора А.Ю. Николаева. Через год были проведены консервационные работы. В 2008 году на основании проекта реставрации, разработанного ООО «Наследие» под руководством архитектора Н.Н. Уткина, на памятнике проведены консервационные работы по кровлям, звоннице, главке, обшивке цоколя и окладному венцу. Работы осуществила плотницкая бригада Кенозерского национального парка под руководством В.Б. Глущевского. 

Размеры в плане: около 8,5*3,6 м.

 

Расписное «небо» в часовне во имя преподобного Пахомия Кенского деревни Карпова

 

Время создания: 1880-е годы.

Мастер: Федор Захаров Иок (1864 – после 1920).

8-гранное «небо» с изображением архангелов и композиции «Распятие».

Сохранилось в полном составе.

Дерево (сосна), клеевой грунт, масло.

Размер четверика «в свету»: 296X352 см.  

Пролет конструкции составляет всего около трех метров. Однако высота граней достигает двух метров. Такое возможно, только если «небо» имеет форму высокой пирамиды. Часовня невелика по размерам, «небо» ней установлено невысоко, благодаря чему достигается эффект соучастия представленных на нем персонажей в коллективной молитве. Программа росписи потолка, развернутая на восьми радиальных гранях, достаточно лаконична. На «небе» - самый сжатый вариант традиционной композиции с изображением «Небесного воинства» (архангелов). В центре – Господь Саваоф, вокруг – семь архангелов, над восточной стеной – композиция «Распятие с предстоящими святыми». Последняя сцена традиционно представлена на радиальной грани, направленной к востоку, к иконостасу. Федор Иок предлагает свой вариант композиции, более приспособленный к трапециевидной форме «небесной» грани. Ростовые фигуры Богоматери и Иоанна Богослова он размещает под большой перекладиной креста, удачно вписывая их в нижние углы трапеции. Правда, фигуры получаются значительно меньше остальных персонажей. 

Архангелы представлены в строгом ритме фронтально. Белые одежды напоминают античные хитоны, плавно ниспадающие тяжелыми складками. Исключение составляет фигура архангела Михаила, представленная в развороте, в движении к алтарю. В нижней части каждой грани – массивные шарообразные облака. Среди традиционных атрибутов ангельских служений стоит отметить сосуд (алавастр) в руке архангела Рафаила. В христианском мире этого архангела считали врачевателем человеческих недугов, а сосуд содержал лекарство. Однако сосуд, изображенный на «небе» в Карповой, напоминает по форме и по цвету глиняный «карповский» горшок. Иконописец допускал бытовизм в деталях, что не считалось нарушением строгих иконописных правил.

    

1 НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 52 / 20, л. 256 об., 1843 г.

2 НАРК. Ф. 501, оп. 1, д. 1 / 8, л. 12 об., 1890 г.

 

Литература:

Гунн Г. П. Каргопольский озёрный край. М., 1984, с. 112, 115.

Кольцова Т.М. Росписи «неба» в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993, с. 61.

Кенозерский национальный парк: Краткий путеводитель. Архангельск, 2004, с. 46.

Похожие разделы