Часовня преподобного Антония Сийского, кон. XIX в. — нач. XX в.

21.04.2017

Часовня преподобного Антония Сийского, кон. XIX в. — нач. XX в.

Деревня находится на восточной стороне Поромского острова у истока реки Кены, в десяти километрах от деревни Вершинино. В первой половине XIX века, когда селение относилось к Кенозерскому приходу, в нём проживали двадцать два человека в трёх крестьянских дворах (1). Позже деревня и её жители были причислены к небольшому Кенскому приходу, возникшему на месте упразднённого в 1764 году Кенского монастыря, располагавшегося в девяти километрах от Поромского острова (2).

Небольшая часовня Антония Сийского появилась на острове не раньше второй половины XIX века, так как в церковных перечнях Кенозерского прихода она не упоминается. Посвящение часовни не было случайным. В Кенском монастыре, которому до 1764 года принадлежал Поромский остров, преподобный Антоний жил и принял монашеский постриг. 
  Часовня поставлена в низине среди деревни. Постройка относится к типу часовен-пятистенков, включающих молитвенное помещение и притвор под общей двухскатной крышей. К притвору примыкало ныне утраченное крыльцо с навесом. Утрачены и венцы низкого подклета. Крыша поверх дощатой кровли покрыта шифером. Прямоугольный в плане, рубленный «в обло» объём здания обшит профилированным тёсом снаружи и в интерьере. Звонница над притвором поставлена на низкий, квадратный в плане сруб. От неё сохранились только стойки ограждения и центральный столб, завершавшийся крестом. Крышу молитвенного помещения венчает глава с крестом. На главе и широкой шее под ней имеются остатки городчатого лемеха. Выпуски брёвен на фасадах (в углах и перерубе) обработаны лопатками, отражающими внутреннюю планировку здания. Лопатки декорированы филёнками, венчающий карниз – накладными «сухариками». Окна на северном и южном фасадах обрамлены простыми наличниками.

В молельном помещении и в притворе потолки из плах, положенных поперёк продольной оси здания. Вместо сгнивших полов устроен настил из нестроганных досок. Небольшое молитвенное помещение размером 3,7 3,7 м освещается двумя трёхкосящатыми окнами с откосами. Восточная стена закрыта каркасным иконостасом. Дощатые, скреплённые шпонками входные двери обрамлены простыми наличниками. В притворе часовни на западной стене сохранились штрабы от ступеней лестницы, ведущей на колокольню. 

Реставрационные работы на памятнике не проводились. 

Иконостас в часовне преподобного Антония Сийского деревни Поромское 

Время создания: конец XIX в. – начало XX в. 

В часовне деревни Поромское сохранился двухъярусный каркасный иконостас кон. XIX в. – нач. XX в., без заворотов, с прямоугольными обрамлениями для икон. Рама иконостаса окрашена в два цвета: синий и желтый. Деревянные подзоры не орнаментированы. Киоты первого яруса были разделены круглыми синими колоннами на базах, второго –полуколоннами (фрагментарно сохранились отдельно от иконостаса). Иконостас занимает всю восточную стену. Поскольку в период паводка часовню заливает вода, поверх старого пола настлан временный. Он частично перекрывает основание иконостаса, зрительно уменьшая его высоту. 

В центре местного ряда – икона «Воскресение Христово», посвященная главному христианскому празднику. По сторонам – две иконы, к которым традиционно обращались за помощью в скорбях и болезнях: «Великомученик Пантелеимон» и «Богоматерь Троеручница». 

В составе местного ряда – образы преподобных Пахомия Кенского и Антония Сийского, прославленных подвижников благочестия, основателей северных обителей. Деревня Поромское расположена вблизи древнего Кенского монастыря, основанного преподобным Пахомием. 

Преподобный Антоний, основатель знаменитой Сийской Свято-Троицкой обители, некоторое время жил в Кенской пустыни. Здесь же в 1508 году он был пострижен в монахи, поэтому считал святого Пахомия своим духовным учителем. Часовня в Поромском посвящена Антонию Сийскому, что является редкостью даже для Русского Севера. 

Второй, деисусный, ряд иконостаса состоит из пяти икон, на каждой из которых – по четыре-пять фигур. К особенностям иконографии чина следует отнести включение изображений двух архидиаконов. Большинство персонажей представлены фронтально на голубом фоне с поземом в виде холмистого пейзажа. Нимбы золотые. Иконы созданы мастером, написавшим «небо» часовни Сошествия Святого Духа д. Глазово. Наряду с хорошими иконописными образцами древнерусской традиции он использовал новые изводы. Живописец владеет основами академического рисунка и живописи. Иконостас отличается яркой, выразительной палитрой цветов. 

1 НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 52/20, л. 256, 1843 г.; оп. 15, д 38/886, л. 258 об., 1846 г. 
2 Макаров Н.А. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Поонежья. Архангельск, 2007, с.82.

Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 270–279.