eng

Ансамбль Порженского погоста, включающий церковь святого великомученика Георгия (1782 г.) и деревянную ограду (1854 — 1855 гг.)

Практически в самом сердце Кенозерского национального парка вблизи границы Каргопольского и Плесецкого секторов находится один из самых труднодоступных, но, вместе с тем, один из самых замечательных и притягательных памятников деревянной архитектуры Русского Севера – Порженский погост. Архитектурный ансамбль Порженского погоста XVIII века является одной из лучших страниц деревянного зодчества Кенозерья. Он поражает своей гармоничностью, выбором места и, несмотря на небольшие размеры церкви, монументальностью. В нем, затаенном в лесных и озерных просторах, наиболее ярко воплощена красота и величие древнего духовного центра людных когда-то русских деревень.

  Центр ансамбля Порженского погоста — церковь святого великомученика Георгия с редкой для Кенозерья клинчатой кровлей возведена в XVIII в. в традициях русского деревянного зодчества XVI—XVII вв., в XIX в. обшита тесом и украшена декоративными элементами в стиле классицизма. Небольшая главка на тонкой высокой шейке, врезанная в клин крыши и покрытая лемехом, усиливает художественное восприятие этого редкого по красоте строения. На месте когда-то существовавшей небольшой паперти с крыльцом в XIX в. построена обширная трапезная с папертью и восьмигранной бревенчатой звонницей над ней. Бревенчатая ограда, окружающая храм, «святую рощу» и прилегающую территорию кладбища, была возведена в XVIII в. Она — почти квадратная в плане с рубленными в «лапу» башенками по углам, крытыми шатровыми тесовыми кровлями и увенчанными крестами. Посреди южного прясла устроены Святые ворота с двупольными расписными полотнами, которые также венчает шатер с крестом. Вся ограда покрыта тесом на два ската. Конструктивная лаконичность ограды, выразительность силуэтов шатриков угловых башенок и ворот органично дополняет Георгиевскую церковь. 

Деревня расположена на северо-западном берегу Порженского озера. Фёдоровская и две соседние с ней деревни – Турово Сельцо и Окатовская – имели общее название Порженское, или Порженская выставка (1). Селение Порженское упоминается в сказании о чудесах иконы Макария Унженского и Желтоводского, события которого относятся к первой половине XVII века (2).

  Церковь святого великомученика Георгия построена порженскими крестьянами в 1782 году (3). Вскоре возле церкви образовалось кладбище. В первые годы своего существования храм относился к Кенозерскому приходу, а с 1789 года был приписан к Хергозерскому. Церковь не имела своего причта. Поэтому в дни престольных праздников службу в храме совершали священнослужители из главной приходской церкви, находящейся в двенадцати верстах от деревни. 

Георгиевская церковь, поставленная в стороне от деревни Фёдоровская на пологом, спускающемся к озеру холме, окружена кладбищенской оградой (4). Первоначально она представляла достаточно распространённый на Севере тип небольшого летнего храма, включавшего разновысокие объёмы церкви с алтарным прирубом и паперти с крыльцом. Высокий четверик церкви и пониженный алтарный прируб заканчивались повалами и были перекрыты клинчатыми крышами с широкими полицами. Высокий клин четверика венчала крупная, обитая лемехом глава. К западному фасаду примыкала рубленая паперть с крыльцом, обращённым в южную сторону. В 1875 году прихожане устроили в паперти тёплый придел во имя Собора Пресвятой Богородицы и поставили алтарную преграду. Стены церкви обшили тёсом и покрасили (5).

К началу ХХ века население порженских деревень увеличилось до 340 человек. Двухпрестольная церковь стала тесна для проведения служб. Перестройки этого периода привели к новому расширению паперти и превращению её в трапезную с печью. Площадь паперти увеличилась на ширину бывшего притвора с крыльцом и колокольней.

В «Клировых ведомостях Георгиевской церкви» (6) за 1906 год сообщается, что «тёплая паперть сей церкви увеличена в пространстве снятием капитальной стены и пристройкою к ней новой, холодной, с нового леса, а колокольня над папертью заново перестроена по усердию крестьян, без всякой посторонней помощи. В 1902 году усердием крестьян, на собственные их средства, вся окрашена…» (7). После перестройки храм вновь обшили тёсом и покрасили. Фасады главного объёма были выделены с юга и севера декоративными пилястровыми портиками с фронтонами. Клинчатые крыши храма и алтаря увенчаны решётчатыми охлупнями, а повалы превращены в карнизы, украшенные модульонами. Над папертью возвышалась шатровая двухъярусная колокольня.

Существующая вокруг церкви и кладбища решётчатая ограда с рублеными шатровыми башенками построена на рубеже XIX–ХХ веков.

Решением Архангельского облисполкома от 22 ноября 1938 года Георгиевская церковь была закрыта. Однако, в середине ХХ века, по свидетельству местных жителей, в церкви велись службы, на Пасху совершался крестный ход.

В 1958 году памятник обмерян архитектором В. А. Крохиным. Частичный обмер церковной ограды был сделан архитектором А. В. Ополовниковым в 1946 году. В 1984–1985 годах студенческим отрядом «Атеист» Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова в церкви были проведены реставрационные работы. В 1986–1987 годах Институтом «Спецпроектреставрация» выполнен проект реставрации всего Порженского комплекса, руководитель проекта – Л. А. Ткаченко. Дополнительные исследования и корректировка проекта 1987 года сделаны архитектором В. А. Поповым в 2005–2006 годах.

В 2009 году плотниками Кенозерского национального парка выполнены противоаварийные работы. В 2011 году начались ремонтно-реставрационные работы.

В 2013 году, по прямому распоряжению Президента РФ В.В. Путина, были выделены средства на реставрацию уникального памятника деревянной архитектуры. Спустя 3 года восстановление ансамбля полностью завершено! Это редчайший случай в современной реставрационной практике, когда восстановление культового памятника такого масштаба было не только начато, но и закончено. Одним из вопросов, требовавших принятия сложного решения, была покраска храма. Принятию такого решения предшествовала кропотливая работа в государственных архивах Республики Карелия, Архангельской области. Доподлинно известно, что в 1875 г. Стены Георгиевской церкви впервые обшили тесом и покрасили. Определить последний по хронологии цвет краски помог глубокий спектральный анализ сохранившихся лемешин с главок и теса обшивки церкви, выполненный художниками-реставраторами ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Они же выполнили реставрацию «небес» церкви, рам иконостасов, филенчатой двери ограды. В ходе работ на одной из граней «неба» была обнаружена датирующая надпись – значительное научное открытие. В 2016 г. – юбилейный год Парка – состоялось торжественное открытие Порженского погоста после реставрации.

Расписное «небо» в алтаре церкви святого великомученика Георгия

Время создания: конец XVIII века.

8-гранное «небо» с изображением архангелов.

Сохранилось 6 радиальных граней.

Олонецкая губерния. Старообрядческая иконописная артель.

Дерево, левкас, смешанная техника темпера, масло).

Размер четверика «в свету»: 328Х342 см.

В Георгиевской церкви было два расписных «неба»: в молельном зале и в алтаре. Так как стилистические особенности позволяют датировать алтарное «небо» концом XVIII века, можно связать его появление со временем постройки храма. Роспись выполнена в характерной манере, которой отмечены ещё два кенозерских комплекса: «небеса» в часовне Иоанна Богослова в деревне Зехнова и в часовне Макария Желтоводского, Унженского в деревне Фёдоровская (8). Очевидно, что все они созданы одним художником (или одной иконописной артелью). Отметим использование общих прорисей и образцов, ориентированных на искусство ХVII столетия, а также характерный почерк в надписях, стилизованный под старину. Своеобразна трактовка крыльев ангелов, мелких кучевых облаков и рисунка звёзд на гранях. Добавим к тому же наличие ряда особенностей, свойственных искусству круга старообрядцев: двуперстное благословение у Вседержителя, а также написание имени «IС ХС». Всё это указывает на местных олонецких иконописцев, активно работавших в Кенозерье в конце ХVIII – ХIХ веке. Не исключаем, что автор «неба» в деревне Фёдоровская на Порженском озере принадлежал к кругу мастеров знаменитой старообрядческой Выговской пустыни.

К сожалению, «небо» алтаря сохранилось лишь фрагментарно (шесть граней из первоначальных восьми), но его можно реконструировать благодаря старым фотографиям и экспедиционным описаниям (9). В программу росписи включены семь архангелов. На той грани, которая направлена к восточной стене, был представлен Христос Вседержитель, изображённый фронтально, в рост. В живописной трактовке одежд мастер использовал локальные цветовые пятна нескольких насыщенных цветов – розового, красного, зелёного и синего. Нимбы и крылья архангелов – красивого розоватого оттенка. Фигуры элегантно вытянуты, но статичны. «Небо» алтаря было поновлено в середине XIX века мастером, расписавшим и «небо» молельного зала.

Расписное «небо» в молельном зале церкви святого великомученика Георгия

Время создания: середина XIX века.

Мастер: Павел Григорьев Максимов.

8-гранное небо с попарным изображением архангелов, апостолов и евангелистов. Сохранилось полностью, за исключением трех угловых граней.

Дерево, левкас, темпера, масло.

Размер четверика «в свету»: 492Х490 см.

Роспись «неба», перекрывающего основной зал Георгиевской церкви, создана в середине XIX века. Стилистические особенности позволяют приписать ее кисти Павла Григорьева Максимова (1800 – после 1855) (10), крестьянина деревни Екимовской (Якимовской) Мондинского прихода Нижнемудьюжской волости Онежского уезда. Живописец был продолжателем традиций известной иконописной артели, созданной в Поонежье во второй половине XVIII века И.И. Богдановым-Карбатовским.

Потолок основного зала состоит из восьми радиальных граней. В центральном медальоне написан образ Вседержителя, на восточной грани – традиционное Распятие с предстоящими святыми. На остальных семи гранях попарно изображены апостолы и евангелисты. В верхней части граней вокруг центрального кольца – слова, составляющие ангельское песнопение, восхваляющее Бога. На угловых треугольных гранях находились изображения трубящих ангелов.

Апостолы в храме на Порженском озере представлены в развороте, в моленном движении, которое начинается от грани, направленной к западной стене: в стороны расходятся апостолы Фома и Филипп. Шествие апостолов направлено к востоку, завершается композицией «Распятие», расположенной над иконостасом. Иконографически программа «неба» подобна композиции деисусного чина, при этом, скорее всего, деисусный ряд в иконостасе также присутствовал. Святые одеты в хитоны и гиматии, в руках у них – книги, свитки, у апостола Петра – ключ. Складки одежд графичные, лики округлые, выразительные. Иконописец предпочитает схематичные пейзажи, включающие горки, облака. На грани «Распятие» есть отличительный элемент позёма (овальные кочки, окруженные травой), свойственные только иконописцам артели И.И. Богданова-Карбатовского.

1 НАРК. Ф. 25, оп. 15, д. 130/2458, л. 77-82 об., 1833 г. «Выставкой» называли церковь, построенную отдельно от монастыря или прихода.

2 Докучаев-Басков К.А. Сказание о чудесах в Каргопольской Хергозерской пустыне от иконы преподобного Макария Унженского и Желтоводского. М., 1902, чудо 28, с. 28-29.

3 НАРК. Ф. 25, оп. 15, д. 130/2458, л. 77-82 об, 1833 г.

4 Первоначально ограда была рубленой.

5 ГААО. Ф. 104, оп. 3, д. 445, л. 3 об., 1906 г.

6 Клировые ведомости – годовой или полугодовой отчетный документ приходского клира о состоянии церквей, прихожанах и духовенстве. Имелись обязательно при каждом православном приходе.

7 ГААО. Ф. 5620, оп. 3, д. 1, л. 46, 1940 г.

8 В настоящее время часовня Макария Желтоводского, Унженского из деревни Федоровская находится на территории Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

9 Архив СГИАПМЗ, 1981. Кольцова Т.М. Отчет об экспедиции на Кенозеро Плесецкого района Архангельской области. 1981.

10 Кольцова Т.М. Иконы Северного Поонежья. М., 2005, с. 82–87.

Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 474–499.

Похожие разделы