eng

Ассамблея школьных лесничеств Северо-Запада России

В начале августа 2015 года в Каргопольском секторе Кенозерского национального парка состоялось одно из самых ярких событий лета — Ассамблея школьных лесничеств Северо-Запада России. Двенадцать команд, более 70 участников школьных лесничеств из различных районов Архангельской области и республики Карелия собрались вместе, чтобы обменяться опытом, навыками, знаниями в лесном деле, найти новых друзей-единомышленников и отдохнуть в окружении соснового бора и красивейших озёр — старинной деревне Масельга, где сейчас расположена база Детского экологического лагеря Кенозерья.



Фото К. Кокошкина


Проект, призванный поддержать и способствовать развитию школьных лесничеств региона, стал возможен при грантовой поддержке Русского географического общества и ГБУ Архангельской области «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи». Сумма финансирования проекта составила 63 000 рублей. Проект реализован Ассоциацией «Клуб друзей Кенозерского национального парка». Партнёрами проекта выступили Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и Архангельская региональная молодёжная экологическая общественная организация «ЭТАС».

Идея реализации такого проекта на территории Кенозерского национального парка возникла не случайно. Занимаясь изучением и сохранением природного богатства территории, сотрудники Парка уделяют значимую роль экопросвещению и образованию молодёжи. На территории Парка совместно с местными школами успешно функционируют три школьных лесничества: Лекшмозерское школьное лесничество в д. Морщихинская, Кенозерское школьное лесничество в д. Вершинино и Волошевское школьное лесничество в п. Поча. Под руководством методиста по экологическому просвещению Кенозерского национального парка Елизаветы Ивановны Нечаевой-Аникиевой, госинспекторов Николая Боголепова, Виктора Федотова и учителей школ ребята учатся понимать лес, проводят биотехнические мероприятия, изучают основы безопасности в лесу, разрабатывают проекты экологических троп.



Фото К. Кокошкина


На Ассамблею в гости к ребятам приехали юные знатоки леса — активисты школьных лесничеств и их педагоги из городов Архангельска, Вельска, Каргополя, Пудожи, поселков Обозерский, Сура, Пяльма, а также и других заповедных территорий — национальных парков «Водлозерский» и «Паанаярви».

В рамках деловой части Ассамблеи для ребят были проведены практические занятия с экспертами — ведущими специалистами-биологами. Очень важно, что участниками проекта стали, в основном, сельские дети, у которых нет возможности непосредственного общения с учёными и преподавателями ВУЗов.

Наиболее ярким и запоминающимся стало для ребят занятие по орнитологии с Александром Владимировичем Ладыгиным, заместителем директора научно-исследовательского зоологического музея МГУ им. М.В. Ломоносова. В начале беседы дети вместе с педагогами порассуждали, зачем важно и нужно знать, и различать птиц, вспомнив слова из известного детского мультфильма «Паровозик из Ромашково»: «Не послушав соловья, можно опоздать на всё лето!». И правда, сложно представить себе лес без звуков! Ребята постарались освоить первичные практические навыки распознавания пернатых в природе: различать голоса, характерные звуки наиболее распространённых на Севере птиц, узнавать их по силуэтам, по внешним особенностям определять образ жизни, считать птиц в стаях, правильно вести полевой дневник и маршрутный учёт. «Я постарался открыть для детей удивительный мир птиц — мир красоты, звуков и свободы! — рассказал Александр Ладыгин, — ведь это так интересно узнавать окружающий мир! Что это за маленькая серенькая птичка поёт за окном?! Оказывается, это зарянка, которая осенью улетает от нас за тысячи километров в северную Африку». «Всё было очень интересно! Я научилась многому новому, узнала, кто из птиц самые-самые: кто летает всех выше, дальше и быстрее!» — поделилась своими впечатлениями Марина Щербакова, участница команды «Водлозерские робята» из д. Куганаволок Водлозерского национального парка. А все мальчишки согласились, что «знать голоса птиц гораздо круче, чем знать созвездия, когда стоишь на крыше с любимой девушкой!».

Экскурсию в лес и интереснейший рассказ о различных типах почв, строении почвенного разреза провела для всех участников Ассамблеи эксперт Елена Николаевна Наквасина, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры лесоводства и почвоведения САФУ имени М.В. Ломоносова. Елена Николаевна познакомила ребятам с уникальным свойством почвы, называемое «память». «Именно в почве «записывается» вся история ландшафта! Это можно пронаблюдать на примере старопахотных, или постагрогенных, почвах в Кенозерском национальном парке ныне поросших лесом». Школьники вместе с экспертом сделали два почвенных разреза и по внешнему облику горизонта сравнили обычный сосновый лес и лес, сформировавшийся на залежках (заброшенных пахотах). «Мы узнали столько удивительных фактов: о том, как растёт и возобновляется лес, и как через 100 и даже более лет по почве можно определить, где раньше был чей-то огород или пашня!» — рассказали о занятии Екатерина Корзова, Ксения Голубева и Руньков Руслан из команды «Зелёный патруль» эколого-биологического лицея г. Архангельска.



Описание


Второй день Ассамблеи был посвящён конкурсной программе, разделённой на два блока: теоретический, где участники команд соревновались за звание «Лесных знателей», и практический конкурс «Лесное многоборье». Лучшими в теории оказались участники из команды «Зелёный патруль» (ЭБЛ, г. Архангельск), «ЮНЭК» (школьное лесничество на базе школы № 3 г. Вельска) и «Лесовички» (школьное лесничество национального парка «Паанаярви»).

Для практической части госинспектора Парка под руководством и.о. замдиректора по охране территории и природопользованию Константина Воробьева подготовили для ребят увлекательные задания, выполняя которые школьники соревновались в «лесных» навыках и сноровке: установке палатки, ходьбе на лыжах, тушении условного костра с помощью ранцевого огнетушителя, работе с буссолью и мерной вилкой, определении пород деревьев по листьям и спилам и следов животных. Лучшими «практиками» стали ребята из команды «Лесной дозор» (школьное лесничество при СОШ № 3 г. Каргополя), «Зелёный патруль» (ЭБЛ, г. Архангельск) и «Лесная братва» (Лекшмозерское школьное лесничество, д. Морщихинская). По итогам общего зачёта лучшими «Знатоками леса» Ассамблеи школьных лесничеств Северо-Запада России стали ребята из команды «Зелёный патруль», на втором месте — «Лесовички», а команды «Лесной дозор» и «ЮНЭК» разделили между собой третье место. Однако на финальном награждении победителей никто из участников не остался без подарка, получив сертификат и памятные призы от Кенозерского национального парка и зоологического музея МГУ.



Фото К. Кокошкина


После проведения конкурсной программы госинспектора и лесники Кенозерского национального парка показали ребятам мастер-класс по теме «Лесная пирология»: представили лесопожарный прицепной модуль, с помощью которого тушат лесные пожары, рассказали о методах пожаротушения и правилах обращения с огнём в лесу. Участники школьных лесничеств смогли правильно подготовить место для большого костра, развести и потушить огонь, используя разные насадки мотопомпы.

Волонтёры экологической организации «Этас» провели для детей занятие в рамках международного проекта «Лес. Климат. Молодёжь». Участники Ассамблеи рассуждали о том, что такое лес, какую роль он играет в жизни, и какой вклад может внести каждый для сохранения лесных массивов. Школьники разделились на группы и нарисовали образ идеального леса. «Все рисунки получились уникальными, ребятам было очень важно, чтобы их лес был нетронутым и ему ничего не угрожало. Здорово, что дети занимаются природоохранной деятельностью», — подвела итог волонтёр экологической организации «Этас» Ирина Уткина.



Фото К. Кокошкина


В рамках Ассамблеи состоялись и два круглых стола для педагогов и руководителей школьных лесничеств. Татьяна Васильевна Клепнёва, консультант отдела охраны, защиты и воспроизводства лесов Управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области рассказала о движении школьных лесничеств в Архангельской области, об основных этапах создания этих объединений: от группы единомышленников до организованного управления, представила коллегам форму договора Лесничество — Школьное лесничество — Школа, Устав, Положение о ШЛ. Своим многолетним успешным опытом в области подготовки проектных и исследовательских работ учащихся с экологическим содержанием поделилась и Светлана Ивановна Нехорошкова, заместитель директора по НМР МБОУ «Общеобразовательный эколого-биологический лицей», руководитель школьного лесничества «Зелёный патруль». Особое внимание Светлана Ивановна уделила сходству и принципиальному различию в подходах к организации проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассказала о различных видах школьных проектов. На втором круглом столе «Изучение и обобщение инновационных практик работы ШЛ» педагоги из разных регионов поделились своим опытом в организации деятельности школьных лесничеств, особо отметив важность повышения квалификации руководителей, необходимость сотрудничества и обмена идеями, опытом работы, методиками учебно-исследовательской и проектной деятельности. 

За три дня Ассамблеи участники успели познакомиться с уникальным природным и культурным наследием Парка. Увлекательная экскурсия по экологической тропе «Тропа муравейников» приоткрыла для ребят тайны Кенозерского леса, а прогулка по архитектурному парку «Кенозерские бирюльки» позволила узнать о жизни северной деревни. Кроме того, нашлось время и для выступления коллег из национальных парков «Паанаярви» и «Водлозерский», которые рассказали ребятам об особенностях своих ООПТ.

Несмотря на дождливую погоду, все дни Ассамблеи прошли на позитиве! Участники расставались добрыми друзьями и выразили желание, чтобы Ассамблея стала не разовым «громким» событием, а традиционным мероприятием, ежегодно объединяя активистов движения школьных лесничеств Северо-Запада России, а также привлекая в исследовательскую и природоохранную деятельность всё больше сторонников.